|
Айгерим Бейсенбаева
Атараксия - эмоциональное состояние, диагноз, философская позиция. Миролюбивый художник Марат Ахметжанов выбрал это слово для названия выставки, хотя понятие больше соответствует его собственному мироощущению.
Выставка произведений “Атараксия” художника Марата Ахметжанова и его супруги Разии Абдиной открылась на днях в галерее ARTFOGLIO
Выставка “Атараксия” представила вниманию посетителей художественной галереи чуть более двух десятков небольших полотен живописца Марата Ахметжанова. Натюрморты, портреты, пейзажи... Основополагающей идеей творчества, по словам самого художника, является человек и его отношение к окружающему миру, принятие его таким, каков он есть.
Разия Абдина, в свою очередь, занимается декоративно-прикладным творчеством. Выставку супруга она дополнила керамическими миниатюрами, серией кукол ручной работы.
О том, как уживаются в одном доме и на одной выставочной площадке два разноплановых автора и о золотой поре отечественной мультипликации в интервью “НП” рассказал художник-декоратор
Марат Ахметжанов:
- Нашу совместную выставку мы с супругой назвали “Атараксия”. Это слово с древнегреческого языка переводится как “безмятежность”. Примерное значение - восприятие мира таким, какой он есть, без четкой градации, без контрастного разделения на категории добра и зла. В природе нет ничего исключительно доброго или злого, полезного или вредного - все гармонично уравновешено. Этот пример учит человека жить в гармонии с природой.
Нам это понятие подошло. Мы представили разноплановые работы. Здесь и пейзаж, и натюрморт, и животный мир. К тому же экспозицию составляют произведения двух разных авторов, которые тем не менее прекрасно дополняют друг друга.
Моя супруга занимается прикладным искусством. Она постоянно советуется со мной - я, как цветовик, многое чувствую лучше. В свою очередь Разия прекрасно чувствует природный материал. Каких-то разногласий, какие бывают между двумя художниками, не наблюдается. Гармония, одним словом.
- Вы, художник театра и кино, много лет посвятили работе на киностудии “Казахфильм”. Как Вы попали в сферу кинематографа?
- Я с детства любил мультфильмы, и когда мне предложили поработать в отделе мультипликации на киностудии, я, конечно, согласился. Я пошел туда по окончании худграфа Казахского педагогического института. Помнится, это было в 1979 году.
В мультцехе я начал работать в качестве ассистента и со временем стал художником-декоратором. Я участвовал в создании десяти мультипликационных фильмов. Например, “Как барашек и тушканчик счастья искали”. Надо ли говорить, что эта работа мне очень нравилась.
Позднее меня пригласили попробовать свои силы в работе над игровым фильмом. Это был фильм “Дополнительные вопросы” режиссера Лаврентия Сона. В те времена я познакомился с известными актерами. Наталья Аринбасарова, Валерий Носик, Джамбул Кудайбергенов тогда снимались на “Казахфильме”. Главным художником на киностудии тогда был Юрий Вайншток, и ему я благодарен за те знания, что он передал мне. В ту пору по специальности “художник-декоратор” кино еще не готовили. Я усваивал эту специфику на протяжении всей работы над игровыми картинами.
- Какая атмосфера в те годы царила на киностудии? Многие считают, что то время было золотым для отечественной мультипликации...
- Я из тех, кто считает тот период временем взлетом “Казахфильма”. Фильмы, которые создавались в то время, вошли в “золотой фонд” казахстанского кино. И работали тогда такие великолепные режиссеры, как Абдулла Карсакбаев, Асанали Ашимов. Я застал съемки картины “Меня зовут Кожа” - отличный фильм на все времена.
С особым вдохновением тогда делали мультфильмы. Их делали добрыми, живыми, наивными. Несмотря на слабое техническое оснащение мультипликационного цеха, эффект они производили сильный. Не чета многим современным, что ваяют в больших количествах на компьютере.
Современную анимацию с ее жестокостью я бы даже взрослым не рекомендовал смотреть, что уж говорить о детях? Большая часть современных мультфильмов отравляет наших детей, фарширует их разум агрессией. Помните старый фильм “Серый лютый”? Волчонка весь фильм травили, хотели, чтобы он был злым, и в итоге он напал на мальчика, своего хозяина.
Детей надо воспитывать в добре.
- Ваше поколение воспитывалось в тяжелое время, и Вы не росли на добрых мультфильмах. Откуда же авторы вашего времени черпали гуманизм, которого так много в старом кино?
- Что касается мультфильмов того времени, то они в большинстве своем основаны на древнем эпосе, замешаны на старых традициях, добрых сказках. Это все от корней - нам эти сказки рассказывали бабушки и дедушки в детстве. На нас это производило сильное впечатление. И, повзрослев, мы вылили свои детские впечатления в творчество.
Нам и сейчас надо вспомнить о своих традициях. Ведь в них было заложено добро.
- Творческий протест против несправедливости имеет место в Вашей жизни? Многие художники ведь мятежные души.
- Бывает и другая крайность. Многие творческие люди живут в собственном мире. И меня окружает своя атмосфера. Поэтому мы и выбрали такое название для своей выставки, из желания жить в гармонии с окружающим миром.
“Не лучше ли при жизни быть приличным человеком”, - иронично призывал Высоцкий. Я с помощью своего творчества не протестую. Без критики, без восхваления, но с неизменным призывом к гуманизму.
Досье“НП”
Ахметжанов Марат Шахмухамедович окончил в 1978 году художественно-графический факультет КазПИ имени Абая (ныне АГУ).
После окончания вуза работал в киностудии “Казахфильм” имени Ш. Айманова в качестве художника-декоратора игровых и мультипликационных фильмов.
Как художник-живописец принимает участие во многих групповых городских выставках. |