|
Ольга Шишанова
В российском центре науки и культуры в Астане проходит удивительная выставка живописного письма Толеугазы Байгалиева, которое отличают необыкновенная тонкость, лиричность и быстрота, неизменно поражающая слушателей его мастер-классов
Он пишет на одном дыхании, свободно - как кисть ляжет. Причем объясняет это просто: за всю жизнь, с самого ученичества, было столько пленэров, что он уже выучил наизусть, как учат стихотворение: и каков с виду ствол любого дерева, и как земля выглядит, когда только что растаял снег.
Писать с натуры порой уже даже не обязательно: столько всего накопилось в памяти.
- Толеугазы, что послужило поводом для выставки?
- Я предложил директору нашей художественной школы, где я работаю, сделать выставку преподавателей детских художественных школ. Я считаю, что это очень нужные вернисажи.
Потому что одно дело - спрашивать с детей, другое - показать свое мастерство, доказать, что ты имеешь право учить детей отображать мир.
- У Вас “жемчужная погода” на картинах...
- Этому меня научила моя первая учительница по живописи - Фрида Мартина. Кроме того, я очень любил ходить на этюды с мастерами, со старыми художниками. Учился я в Одессе, Санкт-Петербурге, Москве.
Я люблю писать воздух. Как Левитан, Васильев, Алексей Грицай. Они создавали свои пейзажи без стаффажа. Я беру с них пример. В 2010-м я был на пленэре в Бахчисарае. Мои картины были на выставке в 2011 году в Шанхае, которая проводилась в рамках ШОС.
- Вы пишете пейзажи и натюрморты...
- Да. В основном я создаю пейзажи на пленэре под Семеем. Там очень красивые места. Один Иртыш чего стоит - могучий, неукротимый... Не чужд мне и урбанистический пейзаж. Ему я посвятил серию “Акмолинск - Целиноград - Акмола - Астана”. Пейзажи - это именно то, что получается у меня в искусстве лучше всего. Хотя я уважаю все жанры. Сам я занимался и чеканкой, и резьбой по дереву, могу написать портрет.
- На каких пленэрах успели побывать этим летом?
- На Алаколе. Там есть высокая гора, примечательная тем, что с нее в древности казахи наблюдали за приближением врага с востока. Создал на пленэре под Семеем почти 35 работ, в которых рассказал об абаевских местах этого края. Восемь произведений подарил Музею Абая, расположенному в Семее. Баянаульский пейзаж у меня сразу купили в Китай.
Есть мои работы и в Германии, Корее, США, России. А еще я горжусь тем, что в Бахчисарайском дворце одно из моих живописных произведений находится в одном зале с картинами таких именитых мэтров, как Айвазовский и Куприн.
- А как Вы вообще пришли в живопись?
- Я не думал, что стану художником, собираясь в детстве стать хирургом. Еще я интересовался насекомыми, мне хотелось их изучать, ведь их так много, и они такие разные. Но еще в школе я понял, что могу рисовать, стал заниматься оформлением стенгазет и тому подобным.
После школы поступил в Семипалатинский педагогический институт на художественно-графический факультет. Дело в том, что в моей семье уже было довольно много медиков. Ну мне и сказали, что еще один врач в семье не нужен. Так я и определился с профессией.
- Каковы Ваши ближайшие планы?
- Хотелось бы поучаствовать в осенней республиканской выставке, где будут выставлять свои работы члены Союза художников. Причем для меня не важно, отношусь я к этой когорте или нет. Я считаю, что произведения любого автора сами за него все расскажут.
Также у меня есть задумка, к воплощению которой толчком послужил Музей-панорама на Кутузовском проспекте в Москве, посвященный битве под Бородино.
Так вот, я хочу предложить акимату сделать нечто подобное и у нас в столице, где главными героями будут казахстанцы, участвовавшие при обороне Москвы.
Диаметр обзорной площадки должен быть 36 метров, высота картин - 10 метров. Размер этот не случайный. Подсчитано, что именно при таком масштабе зритель сможет наиболее комфортно воспринимать изображение.
В будущем хотелось бы также создать панораму Аныракайской битвы, в которой казахи одержали самую крупную победу над джунгарами, и панораму, посвященную казахстанцам, воевавшим в Афганистане.
Все три панорамы объединяет очень важная тема - защитника Отечества. Надеюсь, идея такого комплекса в Астане окажется востребованной.
Астана
Справка “НП”
Толеугазы Байгалиев родился 20 августа 1963 года в Восточно-Казахстанской области. В 1985 году закончил факультет живописи и графики педагогического института имени Крупской. Его работы отличает созвучие взмахов кисти художника красоте и гармонии казахских степей. Каждая картина передает во всей полноте гамму искренних чувств и красивых форм. Любуясь его произведениями, можно ощутить настроение и чувства автора. Мягкая колористика, спокойные сюжетные и композиционные решения отражают мастерство и талант художника. Картины мастера находятся в музее имени Невзоровых, Музее имени Абая (г. Семей), Музее-заповеднике “Бахчисарай”, в Крыму. Его работы можно встретить в частных коллекциях Казахстана, России, США, Германии, Кореи, Китая и Украины. |