|
Юлия Квочкина
Сквозь блеск стекла
В Центральном выставочном зале города Алматы прошла 4-я выставка современных тенденций в витражах и мозаике “Магия стекла-2012”, где представили множество работ как уникальных фирм изготовителей, так и художников, которые с особым упоением трудятся над своими авторскими работами. На выставке было множество разнообразных работ из стекла - это сувениры, светильники, люстры, вазы, арт-объекты и, конечно же, витражи, которые удивляли большим количеством техник и узоров.
Посетители выставки смогли увидеть работы известных в своем деле мастеров: Жанны Тыныбековой, которая работает над исполнением художественных витражей в стиле Тиффани, Александра Шурдука, который занимается изготовлением мозаичных картин из полудрагоценных камней, а также насладиться творчеством Валерии Штукерт, Алены Бережной, Альвины Шпалтаковой и Мухита Мырзалиева-Аканаева.
Зрителей выставки заворожили красота и разнообразие техник, ведь каждая из работ на выставке несла в себе особую выразительность, графическую четкость и сияние стекла, прелесть игры прозрачного фона и насыщенной цветовой плотности деталей в витражах. Многих посетителей очень заинтересовали мозаичные полотна Александра Шурдука, которые были выполнены из драгоценных камней и обладали не только интересным дизайном, но и являли собой пейзажи с порой замысловатыми сюжетами, которые пришлись по вкусу многим посетителям выставки. Ведь, например, флорентийская мозаика “Лесная сказка”, в изготовлении которой использованы такие драгоценные камни, как яшма, жадеит, роговик, чароит, нефрит, халцедон, агальматолит, перекликается не только по сочетанию цветовой гаммы, но и берет зрителя за душу своим сюжетом, где показан удивительной красоты лес, медведь и окружающая его среда. Поразительно, скольких трудов стоит мастеру такая кропотливая работа над созданием художественного шедевра.
Стекло, являясь природным материалом, обладает не только уникальными физическими и декоративными свойствами, но и эмоциональными характеристиками. Возможно, поэтому к искусству изготовления стекла проявляют особый интерес. Уникальные свойства стекла известны с древности. Стекло гармонично сочетает в себе функциональность, эффективность, прозрачность, экологичность и красоту. За тысячелетия интерес к изделиям из стекла не только не уменьшился, но и возрос в связи с технологическими инновациями, позволившими расширить область применения стекла, а также сделать стекло предметом дизайна и креативно использовать его в декорировании одежды, помещения, сервировки стола, художественного освещения. Витраж в Казахстане, как вид искусства, был незаслуженно забыт и начал возрождаться лишь в последнее десятилетие, в то время как этот вид искусства имеет уникальную историю развития и играет важную роль в дизайне интерьера. Сегодня витражное искусство Казахстана стремительно развивается: появились производственные витражные мастерские, в которых используются новейшие современные технологии витражного искусства, будь то декоративное остекление окон, мебель или небольшие сувениры.
Жанна Тыныбекова, художник витражей.
- Жанна, скажите, какова история возникновения витражей?
- Для начала стоит отметить, что на данный момент витражи - это далеко не просто оконное стекло, а целая самостоятельная разновидность прикладного искусства, направленная на украшение интерьера и экстерьера наших домов, офисов, а также церквей и соборов. Один из, наверное, самых старых витражей нашли в церкви Святого Павла в Великобритании. Стоит заметить, что витраж - это наследие далеко не только европейцев. Очень долгое время окна остекляли слюдой и разными камнями. Само же стекло впервые появилось у древних египтян, и было практически непрозрачным. Позже европейцы научились делать прозрачное стекло. Поскольку стекло тогда было очень кривое - небольших размеров и неоднородное, то вставлять его в большие окна было очень сложно. Тогда придумали делать остекление из небольших кусочков стекла, скрепляя их между собой алебастровым каркасом, а позже - профилем, изготовленным из свинца. Кстати, арабы до сих пор используют в своих витражах технику скрепления стекла с помощью алебастровых конструкций. Такие витражи - большая редкость и очень радуют европейский глаз необычным подходом к цветам и принципу сборки витража.
- А с чего началось Ваше увлечение витражами?
- Мое творчество начиналось с малого и каждый год росло не только по количеству выполненных работ, но и по качеству. Как и для большинства художников, в данном деле нужна сноровка и мастерство, которое вырабатывается годами. Я работаю во многих техниках, но наиболее трудоемкой и интересной является “Тиффани”, где каждая деталь выпиливается, и составляется удивительное по своей красоте и сложности изображение. Это уже 4-я выставка современных тенденций в витражах и мозаике “Магия стекла”, и с каждым годом интерес публики только растет, увеличивается и количество участников, и, собственно, масштаб самого мероприятия.
- Скажите, а чем интересна техника “Тиффани”?
- Технологию изготовления витражей “Тиффани” назвали по имени ее родоначальника, художника и дизайнера Луиса Тиффани. Изящество и тонкость витражей в технике “Тиффани” делает их похожими на расписные стекла. В современных интерьерах они особенно популярны как раз благодаря своим широким декоративным возможностям. Данная технология позволяет создавать контуры рисунка незначительной толщины, всего в 1-2 миллиметра. Поэтому ее широко применяют для создания миниатюрных, изящных витражных композиций. Для нанесения особенно тонких линий используют специальную краску, которая при дальнейшем обжиге прочно вплавляется в стекло. Данная техника очень трудоемкая, однако работы, выполненные в данной технике, можно поистине назвать произведением искусства. Ведь, чтобы понять масштабы сложности, стоит представить, насколько стекло хрупкое, а ведь его еще нужно выпилить, и зачастую детали очень миниатюрны. |