|
Ольга Шишанова
Когда взгляд встречается с живописью Сауло Меркадера, то возникает чувство свободы, поскольку в каждом из своих полотен этот творец утверждает свой независимый характер актом творения и отказ от какого бы то ни было подчинения установленным правилам и общепринятым нормам. Его работы в столичной галерее Has Sanat стали настоящим подарком не только для ценителей прекрасного, но и для всех, кто увлекается современным французским искусством
- Господин Меркадер, Вы носите звание скульптора, но на суд казахстанских зрителей Вы представили картины. Почему?
- Вы правильно подметили. Я не просто художник, я создатель. Именно это созидание, творчество предполагает многогранную и обширную деятельность. Я стараюсь аккумулировать в себе все это. Кстати, будучи в Астане, на меня очень большое впечатление произвела столичная архитектура, и я также решил присовокупить это в свою творческую копилку. Как знать, может, когда-нибудь это у меня во что-то выльется, в какой-то творческий проект...
- Однако часть Ваших работ больше похожа на рисунки, чем на живописные произведения...
- Действительно, это “Поездка верхом” и “Юный степной баксы”. Они передают интимность момента, мгновение, “стоп-кадр”, в котором время остановилось и значение имеет один лишь грациозный жест: удивленный от встречи взгляд, взмах смычка над инструментом, несущийся галопом всадник, развивающаяся на ветру грива лошади... Я прочувствовал столько лирико-поэтических образов, столько истинного восторга от взаимного проникновения с природой, создавая их.
- Над чем Вы работаете еще?
- Вы будете удивлены, но я, кроме всего прочего, пишу рассказы и занимаюсь поэзией, выпускаю книги. Работаю в технике “батик”. Скульптуру я рассматриваю в качестве вдохновения для живописи, когда у меня наступает творческий голод. По моему мнению, в искусстве не бывает больших и маленьких картин, так же, как в поэзии не бывает незначительных сочинений. Поэтому я обращаюсь к своему разуму, и тут меня очень восхищает пример Абая. Это - величина.
- Почему именно Абай?
- Я рос под влиянием западной культуры и западной философии. Но, когда я познакомился с творчеством Абая, он перевернул мое сознание, поскольку он в своем творчестве затрагивал темы, очень важные для всего человечества. Его работы я впервые прочел два года назад. И меня поразила скромность, с которой он писал свои произведения, его трепетное отношение к своему народу, то, как он сочувствовал и переживал тому, что происходило вокруг него. Его “Слова Назидания” - это центральная ось всего его творчества, где он делится своим жизненным опытом, пишет о недостатках и преимуществах той или иной культуры определенного народа. Все это довольно сильно повлияло на мое мировоззрение. Поэтому я очень рад оказаться сегодня на родине великого Абая, невзирая на языковый барьер - ведь его творчество так понятно!
- Что касается Ваших картин, первоначально можно принять их за написанные гуашью, тогда как на самом деле это...
- Масло на картоне. Когда я создаю картину, я делаю ее из двух-трех слоев разбавленных до состояния акварели масляных красок. Так писали импрессионисты, так создавали свои картины французские кубисты. Этот прием называется техника лессировки.
- Вы пользуетесь чистыми, локальными цветами...
- Вы правы. Так я сохраняю развитие внутри маленького пространства, чтобы доставить удовольствие и одновременно отправить зрителям свое послание. Я глубоко убежден, что искусство не служит для украшения стен, а создано для того, чтобы передавать поклонникам моих картин те самые мысли, которые отражаются от них же самих.
- Каким образом?
- Все идеи для моих картин я черпаю непосредственно в самом обществе, меня окружающем. Идеи, переживания... Потом я все это отражаю в своих работах. Как поэты в своих произведениях. Например, в картине “Яблоко Минотавра” я хотел донести до зрителя мысль противопоставления всего всему и показать, что жизнь далеко не так проста. Минотавр в моей работе вышел из лабиринта, олицетворяющего современные проблемы общества. Лабиринт создан мною в виде закрученной спирали - так развиваются галактики в космическом пространстве. Получается, что человечество окружено глобальным фундаментом, находясь в этом мире. Таким образом, бесконечность Вселенной - лейтмотив картины.
- К какому художественному направлению в искусстве Вы относите написанные Вами произведения?
- Саульяно. Это мой персонально запатентованный, лично изобретенный мною стиль. Он отличается от всех других тем, что картины перестали быть украшением стен, а высказывают глобальные идеи, даже несмотря на малые размеры.
- Как Вы оказались в Казахстане?
- Известная французская художница Ясенка Тукан-Вайян рассказала мне о вашей стране еще полтора года назад. Почти в это же время я познакомился, как уже упоминал, с литературными шедеврами Абая, что также послужило поводом приехать в Казахстан. Кроме того, сегодняшняя выставка в столичной галерее - для меня это очередная возможность показать свое творчество. Должен сказать, что я мало выезжаю, хотя мои картины путешествуют по выставкам довольно часто. Так, я выставлялся в США, Германии, Южной Африке.
- Каковы любимые темы Ваших полотен?
- Животные. Это часть нашего мира. Орлы, которые летают, коты, которые живут рядом. Почему бы мне не отобразить их в моих работах? А вообще, мы - художники, собираем по крупицам для наших будущих картин чью-то улыбку, кусочек чьей-то жизни... А собрав, получаем тотем всего человечества.
Астана |