|
Ольга Зорина
В его доме бывали Жерар Депардье, Сергей Азимов, Бахыт Каирбеков и другие знаменитости. Талантливый художник и скульптор Ержан Кудайбергенов уезжает из родной страны смотреть мир, впитывать его ароматы, вкусы, краски и голоса. Когда он теперь вернется и с чем, пока неизвестно. Но своему городу, стране и друзьям он оставил на память свое посвящение
Любой качественный товар имеет штрих-код, позволяющий считывать самую важную информацию о себе. Художник, скульптор Ержан Кудайбергенов считает, что штрих-код может быть и на произведениях искусства. Если объекты искусства представляют собой тот же товар, то они должны соответствовать качеству и быть узнаваемыми.
Свою последнюю персональную выставку Ержан готовил к показу больше года. В это же время он обдумывал план своих путешествий по разным странам мира. Экспозиция под названием “Посвящение” стала прощальной. Все выставленные работы посвящались родному городу, стране и близким друзьям автора.
Он закончил Шымкентское художественное училище имени А. Кастеева, в нем же несколько лет вел преподавательскую деятельность. В конце девяностых годов понял, что хочет заниматься исключительно творчеством. Со временем его просторная мастерская стала не только местом для вдохновенной работы, но и превратилась в гостиную для друзей. В ней не раз бывали Дархан Мынбай, нынешний министр культуры и информации, культурологи Мурат Ауэзов, Шариф Шукуров, кинорежиссеры Бахыт Каирбеков, Сергей Азимов, известный актер Жерар Депардье и еще многие известные музыканты, писатели, режиссеры. Располагающий к размышлениям и тихому общению дом-мастерская художника - это еще и вечно действующий музей знаков и символов Ержана.
- Ержан, еще учась в художественном училище, был художником-хулиганом, - подмечает известный скульптор Насыр Рустемов. - Он никогда не работал в заданном кем-то пространстве, он создавал его сам, находя свои символы и пластику, будь это живопись или скульптура.
Что касается пластичности форм, то Ержан их особенно необыкновенно выразил в Райском саду Туркестана - первом в стране парке камней. Он сам дал саду такое название.
“В Райском саду не ищите солистов, в нем нет главного объекта. Неуместны комментарии гида, как невозможно заставить человека смотреть на вещи чужими глазами. Создателей сада и всех, кто его посетит, могут объединить только точка зрения, способ видения мира. Ведь для передачи скрытой сути вещей и явлений непригодны слова и понятия. Путь к истине - в интуиции, созерцании. Самый короткий путь к Ахмеду Яссауи в этом городе - через Райский сад с его причащающим к Вечности началом. Он служит камертоном, настраивающим на восприятие древних реликвий Туркестана”, - напишет искусствовед Зинаида Савина.
Это райские мелодии камня, а из дерева Ержан создает иную музыку - инструменты изящных форм и звуков, резные сундуки и другие интерьерные объекты.
И даже в его живописи присутствуют элементы скульптуры. Например, нежная работа “Пианино”, выполненная на холсте масляными красками, вмонтирована в грубоватую металлическую решетку, что придает ей контрастности звучания форте и пиано.
Среди экспозиционных объектов “Посвящения” весь Ержан - в живописи и скульптуре.
Любой его арт-объект - настоящая находка для интеллигентного интерьера, которая будет характеризовать своего хозяина как умного, мыслящего и глубокого человека с чувством стиля и вкуса.
Сам же Ержан всегда довольно скромен и чрезвычайно молчалив. Он размышляет не вслух, а на холстах, камне, дереве и металле.
- Каждый человек в этой жизни должен обозначиться чем-то хорошим, найти себя, самоидентифироваться, получить свой знак качества, - считает Ержан. - Каждый должен стать полезным для общества, для своей земли. И может быть, мы, художники, хоть чуточку кого-то отводим от недобрых мыслей.
Досье“НП”
Ержан Кудайбергенов - заслуженный деятель искусств РК, член ассоциации художников Казахстана. За личный вклад в реализацию проекта “1500 лет Туркестана” награжден государственной медалью “За доблестный труд”. В 2010 году он получил Гран-при премии Чингиза Айтматова за лучшую скульптурную композицию Международного конкурса малых архитектурных форм. |