|
Дамира Балтабаева
На днях в концертном зале Фонда Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации состоялся концерт вокального ансамбля “Казына” под руководством Галымжана Берекешева. Концерт был приурочен к изданию дебютного диска коллектива - презентованные на CD произведения прозвучали в программе выступления.
Новый вокальный ансамбль впервые заявил о себе на широкой публике, продемонстрировав силу вокального исполнения, богатое красочное многоголосье и не менее мощное сольное пение
Вокальный ансамбль “Казына” - серьезный музыкальный проект хорового дирижера Галымжана Берекешева, преподавателя Алматинского музыкального колледжа имени П.И. Чайковского.
В составе молодого перспективного ансамбля 14 участников, многие из которых являются лауреатами международных конкурсов и фестивалей, каждый из них - яркая индивидуальность, способная раскрыться даже в составе хорового коллектива.
Репертуар фокального коллектива содержит произведения самых различных жанров, от классики и народной музыки до джазовых и поп-произведений.
Уникальностью проекта, по словам создателя ансамбля, является идея исполнения самых сложных композиций исключительно голосами a capella, заменяя также звучание инструментов.
В первый альбом вокального ансамбля “Казына” вошли десять композиций, среди которых народные песни “Япырай”, “Назконыр”, “Маусымжан”, известная песня Б. Байкадамова “Он алты кыз”, а также одно из самых сложных произведений - “Полет шмеля” Н. Римского-Корсакова. Все треки были записаны в оригинальной современной аранжировке, а все музыкальные партии, в том числе ударные, были исполнены живыми голосами.
Проект был осуществлен при поддержке Фонда Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации.
Подробнее о дебютном концерте и о деятельности нового коллектива в интервью для “НП” рассказал руководитель ансамбля хормейстер Галымжан Берекешев:
- Я давно задумал создать вокальный ансамбль, которому по силам было бы многоголосое исполнение серьезных произведений от джаза до классики. Как a capella, так и с музыкальным сопровождением. Эта ниша в Казахстане плохо освоена.
Наш молодой ансамбль состоит в основном из лауреатов различных конкурсов - молодых и талантливых людей. Подборка репертуара коллектива нацелена на то, чтобы достойно представлять казахскую народную музыку и песни казахстанских композиторов в нашей стране и за рубежом. А яркой особенностью коллектива будет именно свежее оригинальное исполнение в разных стилях. В чистых - в джазовом стиле, к примеру, и в смешанном - диско-джаз с элементами битбоксинга. И вплоть до таких масштабных вещей, как мюзиклы и оперетты, хоровые циклические номера. Кроме того, согласно моей идее, участники коллектива могут петь как в составе хора, так и сольно.
Подобную концепцию я разработал давно, но воплотить идею получилось только сейчас благодаря помощи Фонда Первого президента.
Творческий совет молодежи, существующий при фонде, занимается поддержкой молодых и перспективных артистов, и я рад, что обратили внимание именно на наш коллектив.
Мы приняли участие в конкурсе для творческой молодежи, организованном Фондом Первого Президента. Подали заявку на запись диска и выиграли.
- Что Вы можете сказать о первом сборнике коллектива? Какие композиции Вы отобрали для дебютного презентационного альбома?
- Наш диск уже готов. Мы записали десять композиций в жанре a capella. Это песенные и музыкальные произведения в моем переложении, исполняемые только живыми голосами. Наряду с такими народными песнями, как “Япырай” и “Назконыр”, мы записали “Полет шмеля” Римского-Корсакова, “Кукушку” Дакена.
В первом своем альбоме мы попытались охватить самые разные направления, чтобы всерьез заявить о себе и найти слушателей в самых различных категориях людей.
- Расскажите о трудностях, с которыми Вы столкнулись на разных этапах создания коллектива.
- Мало времени для репетиций, наработки репертуара. Мы занимаемся в свое свободное время. По воскресеньям, где придется. Работаем на энтузиазме с множеством взаимных уступок, так как все участники работают или учатся. В нашем коллективе царствует демократия - мы готовы подстраиваться под каждого члена ансамбля. И все равно я работаю одинаково с каждым.
На концертах мы продемонстрируем, что все члены коллектива могут петь как в группе, так и индивидуально, со своим характером, в собственной манере.
- То есть хотите поддержать традиции хорового пения, но чтобы каждый при этом был яркой индивидуальностью?
- Да, именно так.
- Не страдают ли эти старые добрые традиции от привнесения таких смелых современных элементов, как битбоксинг, к примеру?
- Думаю, не страдают, и даже наоборот. Я думаю, это возможность привлечь внимание общественности к хоровому пению. Современная культура диктует свои правила, и, на мой взгляд, полезно иметь в своем репертуаре свежие, понятные нынешней публике вещи. Ведь это привлекает юную публику, чьи музыкальные вкусы еще не сформировались. А так они обращают внимание даже на старинные народные композиции, всегда должно быть смешение разных стилей - это интересно, свежо.
По-моему, после современной обработки такие старые красивые песни, как “Япырай” и “Маусымжан”, получили вторую жизнь. Ребята из моего ансамбля тогда удивились красоте этих песен - я думаю, они впервые обратили внимание на эти композиции.
И в этом заключается суть бессмертия наследия. Мы продлеваем жизнь старых любимых песен. Качественная современная аранжировка обогащает старинные мелодические линии.
- Вы много лет преподаете хоровое дирижирование. Насколько это направление популярно среди казахстанской молодежи? Набираются ли классы?
- В 90-х годах, после распада Советского Союза, была напряженка с кадрами. И это сказалось на популярности направления. Сейчас же хоровое пение утвердилось в своих позициях, ощущается интерес молодежи, появились конкурсы при поступлении.
Эта тенденция наблюдается последние пять-шесть лет.
- Знаменитые русские хоровые традиции зародились много столетий назад благодаря церковному пению, а в прошлом столетии преобразовались с мощное оружие идеологии. Советское прошлое у нас было общее, а откуда идут корни казахского хорового пения?
- Если заглянуть в нашу музыкальную историю, то можно обратить внимание на такие издревле существовавшие жанры, как жоктау и сынсу. Им был присущ обрядовый характер, но такое пение имело вид настоящего хорового исполнения. Казахский народ всегда был поющим, музыкальным, тонко чувствующим мелодию, и это наследие дошло до нас в чистом виде. Чистая напевность, мелодии, которые легко запоминаются и трогают душу.
Казахи, конечно, издревле пели в унисон, а развитие многоголосого исполнения приходится на 20-е годы прошлого века и связано в основном с влиянием советского режима.
- Данный концерт - первая серьезная презентация деятельности нового коллектива. Какие планы на будущее?
- Мы планируем усердно работать над репертуаром. В дальнейшем мы собираемся подготовить программы, содержащие произведения мировой классики. Наша цель - не потерять профессиональную основу и при этом стать ближе к обычному слушателю. |