|
Ольга Зорина
В глубины своего подземного музея Килует предлагает спуститься Кендыбай Карабдалов. Этого человека многие считают большим чудаком, потому что только ему одному пришла в голову идея, а точнее даже приснилась, создать необычный музей
- Мне приснилось, что я должен выкопать некие лабиринты под землей и создать в них необыкновенное акустическое пространство, - вспоминает Кендыбай Карабдалов. - В нем же должен был находиться хильвет, зал для медитации, и камерный зал для прослушивания этнической музыки.
Кендыбай - член Союза художников РК, заслуженный деятель туризма страны, известный этнодизайнер, арттерапевт, философ и музыкант, директор созданного собственного музея. Он - автор множества проектов. Более 15 лет назад ему удалось восстановить технологию древнеотрарского обжига глины и воспроизвести печь средневековых времен. Постоянное проживание дизайнера вблизи древнеотрарского городища, участие в научных экспедициях, раскопках и консервации памятника культуры определило настоящую сферу его деятельности. Он целиком поглощен пропагандой культуры, связанной с легендарной местностью. Кроме печи и технологии обжига глины ему удалось воссоздать многие казахские музыкальные инструменты, например саз-сырнай и ульдек.
Причем, если саз-сырнаи были известны простотой своей формы и имели только два-три отверстия для создания звука, Кендыбай придал им более изящную форму и наделил десятью отверстиями для всех десяти пальцев рук и еще одним - для вдувания воздуха. Таким образом звук получился более насыщенным и разноплановым. Сам мастер исполняет на саз-сырнае удивительные мелодии, может обучить этому и других. Среди сотворенных инструментов есть и нар-кобыз, похожий на красивейшее и многосложное произведение искусства. Этнодизайнер играет на множестве музыкальных инструментов, в числе которых всевозможные свистульки, губные гармошки, домбра, кобыз, аккордеон, баян, гитара, шаманские бубны и многие другие.
Что касается его гончарного мастерства, то и здесь он отличился. Он не только лепит из глины сувениры в национальном стиле, но и обучает всех желающих гончарному делу. Его знаменитые мобильные и стационарные мастер-классы доступны для всех, особенно для детей и молодежи. Для подрастающего поколения мастер проводит их с выездом в школы и детские дома.
А теперь собственно музей. Он представляет собой уникальный комплекс этнических услуг, привлекательных как для казахстанцев, так и в особой степени для гостей страны. Он расположен на территории Туранской экспедиции, что в 20 минутах езды от города Шымкента. Обнесенный глиняным забором и высокими хумганами (кувшинами), он состоит из двух помещений - наземного музея гончарного мастерства древнего Отрара и подземных лабиринтов. В первом находятся мастерская, оборудованная печами для обжига глины и гончарными кругами, библиотека и выставочная экспозиция, состоящая из изделий, выполненных прямо в этой мастерской руками известных ученых, культурологов, послов, художников и других, знакомых многим, личностей Казахстана и мира. Особый интерес, например, у посетителей вызывают глиняные изделия, выполненные руками Мурата Ауэзова, Ерболата Тулепбаева, Дархана Мынбая, и иностранных послов, побывавших в Казахстане. Они все расписаны и подписаны авторами.
Килует Кендыбая - это особая энергетика и стихия. Подземные залы, выкопанные на глубине 6 метров, дышат свежестью земли, имеют постоянную температуру воздуха в любое время года - 18 градусов по Цельсию, и ауру необыкновенного пространства. Здесь нет искусственного освещения - пространства обозначаются лишь пламенем май-шыраков (глиняные светильники на масле).
Спускаясь босиком (так звучнее и тактильнее) в музейные тайны, сначала попадаешь в зал, в котором расположена гончарная печь. На ней стоят глиняные изделия и серебряная посуда, в которой постоянно находится свежая вода - она получает хорошую энергию места, и хозяин музея предлагает испить ее с чистыми мыслями и желаниями. Когда душа успокоится, можно погружаться далее в узкий лабиринт. Его прохладные стены и низкий потолок проросли травой и пропитались капельками подземной росы. Здесь предлагается прикоснуться к стенам лбом, ладонями, прижаться всем телом и подумать о том, какие самые важные желания хотелось бы поскорее осуществить. Можно попросить помощи и поддержки у земли, найти с ней контакт и почувствовать небывалое облегчение и прилив сил.
Следующий зал - комната для молитв. В этих купольных отсеках всегда горит огонь май-шыраков. И здесь в любое время каждый страждущий молитвы может побыть наедине с собой и землей. Кендыбай же читает своим гостям суры из Корана и небольшие тексты из Библии.
После такого умиротворения можно уже чуть приподняться - в Килуете для этого есть особое акустическое пространство, похожее и на устройство юрты, и на космический корабль. Потолок его открыт в небо, а по бокам расположено 12 ниш, символизирующих 12 созвездий. В этом помещении можно удобно расположиться и послушать музыку этнических инструментов, просто пообщаться или даже вздремнуть на мягкой кошме.
Любой, кто придет сюда в гости, станет немного другим. О Кендыбае говорят, о Кендыбае спорят, о нем много пишут и снимают документальные фильмы, а иностранцы выкладывают свои дневники с записью зафиксированных впечатлений в Интернете. Народная тропа прокладывается в это место сама собой. И мастер не устает принимать гостей и открывать им двери своей души и особой философии жизни. А она проста - человек сможет все, если сумеет найти контакт со своей душой и окружающей его средой.
Шымкент |