|
Ольга Шишанова
В столичном Музее современного искусства проходит выставка художника, чьи картины оставляют смутное чувство чего-то очень близкого и знакомого, но неуловимо ускользающего, как рябь на воде от расходящихся кругов брошенного в водоем камешка. Сегодня мастер кисти и красок Бахытнур Бурдесбеков сам рассказывает о своих детищах - картинах, которые он выставил на суд зрителей и любителей прекрасного
- Бахытнур, Ваши живописные произведения очень необычны. Они представляют собой удивительное сочетание, в котором главенствует абстракция. Почему?
- Все просто. Через абстракцию я выражаю себя, свое мировосприятие. Мне очень нравится высказывание Пикассо, которое, как я думаю, подходит к данному ответу на Ваш вопрос: “Я могу нарисовать, как Рафаэль, но не могу, как ребенок”. То есть получается, что ты должен себя выразить. Еще будучи студентом художественного училища, я не очень любил копировать на уроках классиков, хотя, конечно, бывали исключения. А вот в Ленинграде...
- Что происходило там?
- В Ленинград, сейчас это Санкт-Петербург, я хочу постоянно возвращаться. Я до сих пор чувствую, что не все сотворил, не все взял от этого города и не всем поделился с ним. Мы часами с моими сокурсниками сидели в Эрмитаже, и я не уставал восхищаться мастерством истинных художников XVIII-XIX веков, которые создавали эскизы всего за полчаса, за час, становящиеся в будущем настоящими шедеврами. Тот дух, ту энергетику я ощущаю до сих пор.
- Вы создаете очень много пейзажей...
- Писать природу, пейзажи я учился у передвижников. Я знаю, что в то время у них были хорошие критики и искусствоведы. Все это им тогда помогало не только создавать свои полотна, но и мне сейчас - искать что-то в себе, чтобы потом выплеснуть это на холст. Кроме того, я очень люблю французского художника Эдуарда Мане. В Эрмитаже есть зал французской живописи, который я очень часто посещал. Бабушки-смотрительницы этого грандиозного музея относились ко мне и моим друзьям-сокурсникам очень доброжелательно и всегда помогали находить не только нужную картину, но и подсказывали, где открывается новая выставка или приехали картины из-за рубежа, выставляющиеся в Эрмитаже.
- По окончании учебы Вы вернулись в Казахстан...
- Да, я приехал в Караганду. Это был 1989 год. Становление моего творчества пришлось на эпоху перемен, на неспокойное время перелома и перестройки. Но Караганда всегда считалась городом интеллектуалов и авангарда. Я приступил к работе, открывал много выставок и уже тогда стал тяготеть к абстрактному выражению своих мыслей в картине. Через несколько лет я решил переехать в столицу - Астана только начинала строиться, ее только совсем недавно объявили столицей. Конечно, я, как художник, не мог оставаться в стороне от таких событий. Перебравшись в Астану, я занялся преподаванием в Евразийском национальном университете имени Гумилева.
- Чему Вы учите своих студентов?
- По моему мнению, все, что ты делаешь, тебе должно нравиться. Создавая что-либо, нельзя быть равнодушным. Но при этом ты непременно должен выражать себя, свое видение обязательно только своим, приобретенным или наработанным художественным почерком. Когда ты учишь студентов работать, как это делал Ван Гог или Поль Сезанн, получается совсем не то. Конечно, на первых порах любой студент должен учиться и уметь копировать работы художественных мэтров. Но вот потом - только свое...
Повторю, что истинный художник должен искать в себе индивидуальность. Именно этому я стараюсь обучать своих студентов.
- В течение десяти лет каждый год Вам приходится выпускать своих учеников в свободное художественное плавание. Стал кто-то из них профессиональным художником?
- В основном мои выпускники занимаются дизайном интерьера. Пока, откровенно говоря, я не слышал о ком-то из них, как в чем-то прославившем себя посредством художественных произведений или какой-то выставки, но надеюсь, это все еще будет в будущем. Не последнюю роль тут, кстати, играет отношение окружения, которое во многом считает работу профессионального художника чем-то несерьезным. Вот занятие бизнесом - другое дело! Но не всем же быть деловыми людьми! А как же красота, как же духовность? Тут, я считаю, не надо сдаваться. Если ты выбрал свой путь, ты должен идти по нему, а время все расставит по своим местам. И здесь нужна уже поддержка на государственном уровне - ведь у нас столько художественных талантов, которые не творят, как должны, а просто выживают, разменивая свои способности. То же самое касается и мастерских для художников, которых просто нет.
- Нужны меценаты?
- Конечно. Когда-то, лет сто назад, быть меценатом, покровительствовать искусствам и художникам считалось почетным и престижным. Во многом благодаря меценатам, которые собирали коллекции картин, других произведений искусства, а потом передавали все это в дар будущим потомкам, то есть нам, мы можем сегодня любоваться шедеврами Третьяковской галереи, Эрмитажа, Лувра, Британского музея и др.
- Бахытнур, какие цветовые сочетания для Вас предпочтительны?
- Я стараюсь менять палитру каждый день. Сегодня - холодные оттенки, завтра - теплые. Я все время ищу не только выражение идей в картине, но и нахожусь в поиске совершенства вообще.
- Какой цвет Вам ближе всего?
- Честно? Не знаю. Наверное, те, кто это знает - счастливые люди.
- Нынешняя Ваша выставка - юбилейная. Какова была идея отбора работ?
- Вы удивитесь, но сначала я хотел выставить всего 11 произведений. Но в итоге сделал выставку из 76 картин, хотя и для них оказалось мало стен. Выставленные работы написаны мною за последние пару лет. Когда я их создавал, совершенно не думал, по какому критерию буду отбирать их на вернисаж, я просто писал то, что мне нравилось...
- Кто или что Вас вдохновляло?
- Рождение дочери. Сегодня ей уже полтора года, родилась она 29 января. Именно до и после ее рождения у меня обнаружился творческий всплеск.
- Если не знаете, какая краска Вам ближе, может, поделитесь сюжетными идеями?
- Сюжет для меня определяется временем, состоянием художника. Когда дочка уже родилась, я писал все подряд, просто наслаждаясь жизнью, будучи очень счастлив и выплескивая все это на холсты. И очень много тогда в моем творчестве заняла женская тема - портреты, просто написание женщины.
- Некоторые Ваши работы напоминают манеру исполнения раннего Ерболата Тулепбаева. Что думаете по этому поводу?
- Его работы очень сильны. Когда художник умеет менять себя полностью, свою манеру исполнения - сначала у него реалистичные картины, потом он вдруг пишет сюрреализм и т.п., я считаю, что это не просто художник, это гений. Это сродни актеру на сцене, пробующему различные амплуа. Разница в том, что актер не свободен в выборе - его часто могут приглашать исполнять одну и ту же роль, а вот у художника свободы выбора больше.
- Когда Вы стоите перед холстом, готовясь нанести первый мазок, уже представляете в общих чертах, что будет изображено?
- Вовсе нет. Иногда начинаю писать женский портрет, а он вдруг - раз - и становится пейзажем. Я не знаю, плохо это или хорошо. Но это моя особенность.
Астана |