|
Айгерим Бейсенбаева
В Государственном музее искусств имени А. Кастеева открылась уникальная выставка. Вниманию казахстанских зрителей представлены более четырехсот произведений из Лувра, Версаля, Музея д’Орсе, Центра Помпиду и других музеев Франции.
Беспрецедентная выставка истинных шедевров “Жемчужины Франции - французское искусство и культура от эпохи Ренессанса до наших дней” продлится до 5 августа 2012 года
Выставка “Жемчужины Франции” была организована Фондом Первого Президента Республики Казахстан - Лидера нации, Государственным музеем искусств имени А. Кастеева при поддержке Министерства культуры и информации Республики Казахстан и Министерства культуры и коммуникаций Французской Республики. Проект стал возможен благодаря особым, привилегированным отношениям между правительствами двух стран. Бывший министр культуры и коммуникаций Франции господин Фредерик Миттеран лично поддержал идею проведения масштабной выставки французского искусства в Казахстане.
В экспозиции масштабной выставки представлены свыше четырехсот произведений самых различных видов искусства, начиная от живописи и скульптуры и заканчивая видеообъектами.
Куратор проекта, директор Дворца Феш - музея искусств города Аяччо
Филипп Костаманья в эксклюзивном интервью для “НП” рассказал об этой уникальной экспозиции:
- Месье Костаманья, расскажите, пожалуйста, предысторию проекта. Как формировалась выставка “Жемчужины Франции”? Какие музеи Франции предоставили свои работы для этой экспозиции?
- Идею проведения этой выставки предложили первая леди Азербайджана, президент фонда Гейдара Алиева Мехрибан Алиева и общественный и политический деятель РК Дарига Назабаева. Именно они пожелали, чтобы культура и коммуникаций Франции была представлена в их странах столь широко. После чего бывший министр культуры и коммуникаций Франции Фредерик Миттеран предложил мне данный проект - собрать экспозицию, представляющую французское искусство.
Серия была названа не “Жемчужины Франции”, как она представляется здесь, а “Удовольствие Франции” и призвана была передать присущие стране культурную созидательность, вкус и дух свободы. Все эти произведения были отобраны согласно вышеупомянутым критериям.
Такого рода выездная выставка, в которой участвует целый ряд крупных музеев, - беспрецедентная акция, и, конечно, все музеи-участники восприняли ее с энтузиазмом.
- Какие требования касательно условий для экспозиции в казахстанском музее выдвигала французская сторона?
- Так как все произведения являются наследием Франции, требования были самые строгие - согласно международным стандартам. Больше года назад я приезжал в Казахстан, чтобы посмотреть все музеи. Музей имени Кастеева меня привлек более всего. В первую очередь условиями и, конечно, интерьером и архитектурой.
- Расскажите, пожалуйста, об экспозиции. Какие вехи развития французского искусства представлены помимо заявленной эпохи Ренессанса?
- Мы начали формирование серии с произведений эпохи Ренессанса - Возрождения, потому что именно в это время начало формироваться искусство Франции. Они соответствуют тематике выставки - работы того периода дают возможность получить эстетическое удовольствие от искусства. Даже литература того времени очень легко читалась. Это самая суть выставки.
Далее мы подобрали произведения, иллюстрирующие беспрерывность развития французского искусства от той эпохи до наших дней.
Современное искусство представлено самыми различными формами - видео, фотографии, живопись, скульптура. Должен заметить, среди объектов современного искусства выбрать соответствующие теме удовольствия произведения было не просто.
- С чем это связано? Искусство стало более мрачным, пессимистичным?
- Да, можно и так сказать. Но вообще пессимизм присущ направлениям, которые уже отошли в прошлое. Современному искусству Франции присущи желание затронуть глобальные проблемы сегодняшнего дня и страхи, к примеру, связанные со СПИДом.
- Какие произведения являются истинной гордостью, те, что можно было бы назвать настоящими жемчужинами коллекции?
- Всегда почему-то спрашивают об этом, хотя оценивать произведения, являющиеся культурным достоянием, очень сложно. Каждый зритель по-своему оценивает их эстетическую и духовную ценность.
Здесь нет одной особенной жемчужины, скорее это истинное драгоценное колье из самых ценных жемчужин.
Я бы, как куратор, отметил, что в каждой секции имеется особое произведение. Если рассматривать зал Возрождения, то это, безусловно, “Дама за туалетом” мастерской Фонтенбло. Большой гобелен из Версаля - настоящий шедевр искусства, мы, парижане, знакомы с ним со школьных лет.
“Маркиза де Помпадур” является настоящим послом французского искусства в мире. Эта картина побывала в Абу-Даби, Москве, Вашингтоне, Сеуле, теперь она в Алматы. Кроме того, украшение “Мак” работы Рене Лалик из Музея д’Орсе, которое еще нигде не демонстрировалось. Представлены работы импрессионистов, тоже необычайно ценные. Известная работа Робера Делонэ “Эйфелева башня” 1926 года, предоставленная Центром Помпиду - картина, привлекающая посетителей, играет важную роль в этой выставке.
- Все эти произведения являются культурным достоянием, но известна ли примерная стоимость коллекции?
- Оценочную стоимость работ я, конечно, не назову. Это из соображений безопасности. Возможно, после окончания выставки.
- Эта подборка была сделана специально для этого проекта или потом серию увидят другие страны?
- Выставки такого рода больше нигде не будет. Это исключительно для Казахстана и Азербайджана. Вообще это, как я уже говорил, беспрецедентный случай, так как обычно мы отправляем для экспозиции в другие страны только шедевры из одного музея или на очень непродолжительное время. В истории Франции такое впервые.
Престижную выставку “Жемчужины Франции - французское искусство и культура от эпохи Ренессанса до наших дней” представили лично бывший министр культуры и коммуникаций Франции господин Фредерик Миттеран и общественный и политический деятель Республики Казахстан Дарига Назарбаева. Кроме того, на торжественной церемонии открытия в Алматы присутствовал министр культуры и информации РК Дархан Мынбай, отметивший высокую значимость события для культурной жизни страны.
Господин Миттеран, открывая выставку, подчеркнул роль проекта в развитии культурных отношений между Казахстаном и Францией:
- В мою бытность министром культуры Франции я уделял много внимания развитию культурных отношений с Казахстаном. Я считаю, что Казахстан является ключевой страной в этом регионе. Развитие таких связей необычайно важно для наших стран. Я поддерживал связи путем подписания ряда соглашений с министром культуры Казахстана, в частности в области кинематографии.
В наше напряженное тревожное время кризисов, волнений и локальных войн особенно важной становится миссия культуры. Во время проведения выставки казахстанского искусства в Париже многочисленные посетители выставки смогли открыть для себя богатейшую культуру Казахстана. Для них это было подлинным открытием. Я уверен, что произведения, представленные в рамках проекта “Жемчужины Франции”, помогут казахстанской публике лучше и ближе узнать Францию и ее народ.
Эта уникальная выставка как раз вписывается в контекст наших особых взаимоотношений. Я поддерживал этот проект с самого начала. Выставка большая, представляющая самые разнообразные произведения искусства. Она наиболее полно представляет французскую культуру и то, что мы называем Plaisir de France, то есть “Удовольствие Франции”.
По словам организаторов выставки “Жемчужины Франции”, экспозиция включила в себя произведения, предоставленные не только крупными национальными музеями Парижа, но и региональными культурными учреждениями. Наряду с Национальной библиотекой Франции, Лувром, Музеем д’Орсе, Версалем, Национальным музеем современного искусства - Центром Помпиду часть своих шедевров для коллекции предложили музеи искусств города Монпелье, Дижона и Экс-Ан-Прованса.
В экспозиции масштабной выставки представлены свыше четырехсот произведений самых различных видов искусства, начиная от живописи и скульптуры и заканчивая современными медиа-объектами.
Серия включает уникальные произведения оригинальной и печатной графики, текстиль и шпалера, декоративно-прикладное и ювелирное искусство, художественную фотографию и видео-арт. Кроме того, в экспозиции представлены лучшие образцы модной индустрии и шедевры гастрономии. Каждый зал соответствует определенной эпохе развития французского искусства и оборудован специальной аудиосистемой, позволяющей слушать музыкальные произведения, дополняющие работы по настроению и по принадлежности к определенному периоду.
Произведения, охватывающие период от ХVI до ХХI века, представлены в семи различных категориях: “От Ренессанса до Людовика ХIII. Формирование государства”, “Людовик ХIV - Людовик XV”, “Век просвещения”; “Эпоха Романтизма”, “Промышленная революция”, “Современность 1910-1950 гг.” и “Современное творчество”.
Среди представленных авторов такие мастера, как Никола Пуссен, Жан Симеон Шарден, Альфред Сислей, Альфонс Муха, Огюст Роден, Абрахам Босс, Франсуа Буше, Эдгар Дега, Анри де Тулуз-Лотрек и многие другие. Сложно представить масштаб и значимость выставки без упоминания произведений легендарных модельеров, дополняющих экспозицию. Это костюм Коко Шанель 1965 года и женский костюм “Бар” Кристиана Диора 1947 года, а также известных мастеров художественной фотографии, таких как Анри Картье-Брессон.
По словам организаторов выставки, тщательно подобранные произведения коллекции призваны проиллюстрировать не только развитие искусства Франции за пять веков - от эпохи Возрождения до наших дней, но и передать подлинный “вкус Франции”, творческий дух, “умение созидать” и “искусство жить” и, конечно, знаменитую французскую свободу.
Фоторепортаж Талгата Галимова |