|
Айгерим Бейсенбаева
Король гармоники Жан-Жак Мильто, известный французский блюзмен, выступил на прошедшем недавно XI Международном фестивале джаза в Алматы.
Накануне выступления Мильто рассказал о том, из каких компонентов состоит настоящий джаз и каким он может быть, когда вместо саксофона в руках музыканта такой скромный, на первый взгляд, инструмент, как губная гармоника
Жан-Жака Мильто называют классиком музыки, бойцом блюза и гениальным мастером музыкального общения.
Король гармоники? Берите выше. Для французов Жан-Жак Мильто - гармонический римский папа, и этот сан показывает, насколько глубоким может быть уважение к музыканту.
В Алматы Мильто приехал в сопровождении друзей и товарищей по музыке.
Достойное сопровождение виртуозной игре Жан-Жака составила гитара известного во Франции музыканта Маню Гальвена, прослывшего в свое время дамским гитаристом за то, что он был аккомпаниатором Джейн Биркин и Элизабет Комонт.
В коллективе Мильто два вокалиста. Майкл Робинсон и Рон Смит - афроамериканцы, работающие с французским виртуозом на протяжении последних лет и сопровождающие его в мировом турне. К слову, в коллективе поют не только они, а все без исключения музыканты, включая Мильто.
В данное время Жан-Жак Мильто гастролирует по всему миру в рамках турне в поддержку своего нового альбома Consideration, записанного совместно с афроамериканскими музыкантами. Его альбом стал настоящим манифестом музыки Франции в целом и джаза в частности.
- Слово сonsideration одинаково переводится и с французского, и с английского. И означает, по-нашему, некое стремление к взаимопониманию. Это общение между музыкантом и слушателем, включающее в себя взаимное уважение и доверие.
В музыке ведь важен не только исполнитель, но и слушатель. Непременно должен быть диалог. Потому мы всегда рассчитываем на активных слушателей. Джаз невозможен без участия зрителей, объяснил музыкант.
Свои слова Мильто подкрепил пронзительным соло на гармонике, и по всему было видно, что он привык заполнять паузы своей виртуозной игрой. К тому же музыка, по его убеждению, содержательнее слов.
- Месье Мильто, расскажите о вашей музыке...
- Сейчас мы говорим все время о джазе, поскольку участвуем в джазовом фестивале. Это несколько сужает восприятие нашей музыки - она намного шире этого направления. Иногда это джаз, иногда блюз, но бывает и чисто французская музыка. Последнее - это что-то наподобие вальса на аккордеоне.
- Расскажите о том, как Вы познакомились с музыкантами - участниками вашего коллектива.
- С Маню мы работаем на протяжении 20 лет. Повстречались когда-то в одном из джазовых клубов. Мы тогда сошлись на симпатиях к музыке юга Соединенных Штатов.
Вместе мы побывали более чем в 60 странах. Нас связывает не только работа, но и настоящая человеческая дружба. Мы очень хорошо понимаем друг друга.
Мы очень любим все эти направления - джаз, блюз, соул, кантри и рок. И чтобы донести до публики наши предпочтения, мы нашли таких вот ребят - афроамериканских музыкантов - талантливых исполнителей, единомышленников и друзей. Это Рон Смит и Майкл Робинсон. Они добавили в наше выступление настоящий южный вокал.
- Я читала, что вы выпустили в разные годы два музыкальных альбома для детей. Неужели дети во Франции слушают блюз? Ведь это очень серьезная взрослая музыка, не всегда позитивная.
- Я понимаю, насколько это важно - воспитывать вкус детей. На мой взгляд, надо дать им возможность слушать разную музыку. В том числе джаз и блюз, чтобы у них сложилось собственное отношение к этой музыке.
- Чем Вас привлекают эти направления?
- Когда я услышал музыку Луи Армстронга, созданную еще в 20-е годы, я понял, что основа джаза - это свобода. Объединяющая всех свобода, идущая всем на пользу. Музыка дает возможность для сближения.
К тому же настоящее сердце джаза - это импровизация.
- Расскажите о Вашем инструменте. Как произошло знакомство с ним?
Чем Вас привлек такой непритязательный инструмент, как гармоника?
- Это уже история. Мне было лет пятнадцать тогда, и я в те времена очень любил музыку Боба Дилана и “Роллинг Стоунз”. Я хотел играть, но у меня было не так уж много денег, и все, что я тогда смог себе позволить, это гармоника.
Потом, конечно, я мог приобрести любой инструмент, но остался верен гармонике на всю жизнь. Для меня это музыкальное перо для повествования и ключ к сердцам слушателей.
- Кажется, у Вас их целый арсенал. Сколько у Вас гармоник и есть ли любимая?
- В моей коллекции есть гармоника, которая была одной из первых в то время, когда производство этих инструментов поставили на конвейер. Первая из этой серии.
К тому же есть инструменты, у которых совершенно потрясающий звук. Их я тоже очень ценю.
А насчет количества, не знаю, не считал, но их очень много...
Несколько фактов о Мильто
Жан-Жак Мильто - автор нескольких книг о губной гармонике.
Мильто выступал и записывался с такими исполнителями, как Ив Монтан, Жан-Жак Гольдман и Шарль Азнавур.
Альбом Explorer (1992) принес Мильто награду Victoire de la Musique - французский эквивалент Grammy.
Он записал два блюзовых альбома для детей - Mancue pas d’air (“Много воздуха”, 2000) и Leo decouvre le Blues (“Лео знакомится с джазом”, 1997).
С 1989 по 2011 год записал 11 альбомов.
Немецкая фирма Hohner выпустила модель диатонической губной гармоники, которая носит его имя.
И факт, связанный с творчеством Мильто только косвенно, - во Франции ежегодно продается более 200 тысяч гармоник. |