|
Юлия Квочкина
Мыслитель на холсте
В государственном музее искусств Республики Казахстан имени А. Кастеева прошла персональная выставка заслуженного деятеля культуры Кыргызской Республики Сабиджана Бабаджанова “По следам уходящего каравана”, где представили живописные и графические творения художника.
Сабиджан Бабаджанов - удивительный и неповторимый художник, который благодаря своему творческому взгляду на окружающий мир может философски подойти даже к обыденной для большинства людей действительности. Данная черта художника очень привлекает публику, ведь у зрителей всегда есть возможность посмотреть на привычные вещи с другой, более глубокой и необычной стороны, поразмышлять. Поэтому можно с легкостью сказать, что С.Бабаджанов заставляет людей задуматься над смыслом тех или иных вещей. Сабиджан Камалович родился 23 февраля 1941 года в г. Кульдже Синьцзян-Уйгурского автономного района Китайской Народной Республики. В 1963 году закончил художественное училище в г. Фрунзе (ныне Бишкек), в 1975 году - курсы дизайнеров в Москве. График, дизайнер (в том числе многих музейных экспозиций). Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. С 1986 года - член Союза художников Киргизии и СССР. В 1993 году С.К.Бабаджанову присвоили звание “Заслуженный деятель культуры Киргизской Республики”. Произведения художника хранятся в Государственном музее искусств народов Востока (г. Москва), дирекции художественных выставок СССР, Кыргызском государственном музее изобразительных искусств имени Г.Айтиева, Государственном историческом музее Кыргызской Республики, Мемориальном доме-музее имени М.В.Фрунзе, областных музеях, частных коллекциях в Кыргызстане, странах СНГ, США, Германии, Канаде, Франции, Италии, Турции, Иране, Японии, Великобритании и ряде других стран.
Название выставки “По следам уходящего каравана” - это не просто поэтическая метафора, автор вкладывает в эти слова философию многогранного символа “корабля пустыни”.
По словам художника, это образ, олицетворяющий собой прошлое, которого уже нет, но которое живет в нашей памяти; будущее - которого еще нет, но которое зависит от того, что мы привнесем в него из настоящего. Все мы, ныне живущие, являемся проводниками времени, а потому несем огромную ответственность за все, что происходит в этом мире. Такие рассуждения, совместно с высокопрофессиональной техникой, позволяют зрителю проникнуться философией автора, возможно, привнеся в нее и свои мысли. Сабиджан Бабаджанов пишет свои работы в смешанной технике, также у него множество живописных и графических работ. Техника художника очень интересна как по цветовой гамме, так и благодаря использованию различных штрихов, образов, деталей. Автор очень тонко и с чувством пишет картины, понятные каждому восточному населению, ведь дух степи и караванов близок многим народам. Как известно, Бабаджанов больше график, однако писать серьезные живописные работы получается у него далеко не хуже. Его картины словно пропитаны пылью веков, пронизаны солнцем. Картину “Уходящий караван” можно назвать сердцем настоящей выставки. В лучах восходящего солнца размеренно и степенно устремляется вдаль караван. В своем величественном шествии он преодолевает все новые и новые горизонты бесконечного пути жизни. Время и пространство - его вечные спутники и безмолвные свидетели, в какой-то момент растворяются, стирая границы между прошлым, настоящим и будущим, и мы остаемся наедине с великой и непостижимой ныне тайной вечности. Работы Сабиджана Бабаджанова отличает тонкая наблюдательность, искренность, точность живописных решений, но особенно - философский контекст. Его творчество пропитано мифами и легендами. Он, словно волшебник, облекает их в формы, даря им новую жизнь.
Выставки Сабиджана Бабаджанова
Выставка графики под многозначительным названием “Другая реальность” прошла в Бишкеке, доме-музее имени Ольги Мануйловой, данная экспозиция - это еще один выбор автора в пользу красоты и вечности. Так оценили мероприятие зрители. На выставке любителям искусства представили более 100 графических работ. Большая часть работ содержит изображения детей, так как выставка посвящена году семьи, мира и согласия.
Персональная выставка “Агония разума”, которая прошла под руководством Университета менеджмента и дизайна, где представили около 50 работ, которые ранее не выставлялись. Представленные на выставке “Агония разума” работы художника как бы вырваны из пространства, где он экспериментирует с различными идеями и формами, создавая насыщенные композиции, в которых взаимодействуют природа и цивилизация, добро и зло, разрушение и созидание, война и мир.
В музее имени О.Мануйловой в Киргизии прошла выставка картин “Знаки Вечности”, которую художник посвятил юбилеям семьи Рерихов. Данный цикл его работ удивительным образом соотносится с творческим пространством этих великих людей своего времени, свет которых, по мнению художника, неугасим. Живые нити в творчестве Н.К.Рериха протянуты из глубокой древности к XXI веку, к научным интересам современников, к будущему, эта тематика и философские учения очень близки художнику. |