|
Ольга Зорина
Две крупные премьеры состоялись в Южно-Казахстанском русском драматическом театре. И если одну из этих пьес театр возродил - комедию Жана Батиста Мольера “Лекарь поневоле” (постановки не было более 10 лет), то второй спектакль - комедия-фарс современного французского драматурга Пьера Шено “Будьте здоровы!” - был поставлен в Казахстане впервые
Режиссер обеих постановок - художественный руководитель театра, заслуженный деятель культуры Республики Казахстан Игорь Вербицкий. И поскольку он пропускает через себя каждый сценический материал, то и почерк его становится все более узнаваемым. Театр привлекает и зарубежных режиссеров. К примеру, с каждым годом все глубже и серьезнее он подходит к выбору репертуара. К тому же креативно дополняет его специальными эффектами, тщательно подобранным реквизитом, сильным музыкальным и хореографическим сопровождением.
Вот и на этот раз все смысловые связки пьесы Шено были усилены темпераментным аргентинским танго. Постановщики танцев выводили на сцену главных героев (а в этой пьесе ни одна роль не второстепенна), расставляли их на определенные места, актеры кружили по сцене в самых критических моментах и неожиданно возникали накануне очередной завязки событий. А развивались они необычно - вокруг покойника.
Данная пьеса очень популярна ныне в Европе, это комедия с почти детективным сюжетом. Ее лейтмотив прозвучит в одном из монологов героев: “О, золотой телец, дающий власть над людьми и сладость жизни! О, деньги - вот владыка!” Ничто так не характеризует человека, как его отношение к деньгам. Так в чем же секрет популярности этой пьесы, идущей более чем в 50 театрах мира?
Может, в том, что Пьер Шено откровенно говорит о зыбкости моральных критериев в мире, где торжествуют деньги.
Все герои комедии ведут активную борьбу за наследство популярного писателя Стефана Буасьера. У каждого из них свои виды на чужие деньги: можно поправить свои финансовые дела, “купить” хорошего жениха и новые наряды, отправиться в путешествие... Даже экономка Луиза имеет определенные надежды, впрочем, именно она относилась к писателю с искренним и теплым чувством.
Итак, у каждого свой интерес. Среди таких людей возможна “игра в покойника”, которую автор пьесы и режиссер выстраивают в остро-сатирическом плане. Финал этой истории непредсказуем. Комедия искрометна по тексту, стремительна по действию. Спектакль вызывает не только смех. Есть необходимость задуматься о собственной чести, порядочности, чисто человеческих отношениях, построенных не на деньгах. Но на любви, уважении, доверии.
Наверное, это и определило выбор Южно-Казахстанского театра. Однако, лучше, чем режиссер Игорь Вербицкий, об этом не расскажет никто.
- Игорь Владимирович, все-таки почему из множества драматургических сценариев Вы остановили свой выбор на этом материале?
- В последнее время у нас шли мелодрамы, такие как “Анелия любит короля”, “Одноклассники”, ставились комедии “Эзоп”, “Тряпичная кукла”, которые не совсем комедийны по смысловой нагрузке. Зрителям они очень нравятся, особенно “Одноклассники”, но мы решили найти комедию не для того, чтобы просто посмеяться, но еще для сердца и души. Мне кажется, что Пьер Шено соответствует этим требованиям - его пьеса затрагивает такие человеческие качества, как ханжество, алчность, жадность, глупость, лицемерие.
Комедия Шено - потрясающий материал. Это, конечно, не та комедия, на которую у нас любят ходить, на Куни, например, “Слишком женатый таксист” (это аншлаговый спектакль). Зритель начинает смеяться в самом начале пьесы и не перестает даже когда она заканчивается.
А здесь нужно немножко подумать, поразмышлять о том, откуда же у нас появляются такие качества нехорошие - жадность, зависть, корысть, мы же рождаемся все ангелами.
Что же касается оценки зрителей, то аншлаги все за себя говорят. И при всем дефиците культурных событий постановки данного театрального коллектива впечатляют и наших гостей из Европы. Вот, к примеру, что высказал один из эстетов Франкфурта Юрий Лиепа (бывший вильнюсский журналист), посмотрев пьесу “Будь здоров!”:
- Вы знаете, был впечатлен яркой игрой актеров, оригинальными постановочными решениями. Не то, что это неплохо для вашей страны, великолепно, и есть чему поучиться европейским режиссерам, увлекшимся исключительно авангардом и спецэффектами. Словом, удовлетворен и восхищен!
Чем не заслуженный реверанс. И это всего лишь одно мнение. |