|
Дамира Балтабаева
Художественный руководитель популярного российского тележурнала “Ералаш” Борис Грачевский приехал в Алматы на закрытие I Международного детского фестиваля искусств Kinotavrik.KZ.
Известный сценарист и режиссер успел пообщаться с казахстанскими детьми и представить вниманию гостей фестиваля свежие серии тележурнала “Ералаш”.
Кроме того, в рамках шоу прошла презентация детского театра “Ералаш”, который представил вниманию зрителей первые живые постановки
Перед презентацией нового выпуска “Ералаша” режиссер Борис Грачевский рассказал о том, чем живет популярный тележурнал сегодня и над чем смеются нынешние дети.
- Современным детям интересно все, что движется, шевелится и прыгает. К великому сожалению, в связи с темпом, в котором сегодня протекает жизнь, у детей нет возможности фиксировать в сознании какие-то сложные сюжетные повороты. Потому-то они так тепло относятся к нашему тележурналу. Внимание нынешних детей можно удержать всего на несколько минут, потом оно рассеивается.
Можно заметить, к слову, что самые победные и успешные фильмы сегодня сюжета как такового не имеют. Это, кстати, касается не только фильмов для детей.
- Сколько, по-Вашему, может продержаться подобный проект? Ведь на “Ералаше” выросло несколько поколений детей. Не надоело Вам?
- Я бы тянул это, сколько хватит сил. Серии нашего журнала отражают в какой-то мере старый советский менталитет. Я вырос в этой стране, я сохранил эту манеру общения с детьми, хотя признаю, что она давно уже ушла в прошлое.
Сегодня мы снимаем современные вещи. Например, историю о том, как бабушка и мама готовят девочку к первому свиданию, и все ужасно суетятся и волнуются. А свидание оказалось по скайпу.
Актер Сергей Петрович Никоненко у нас отплясывает хип-хоп, да так, что молодежи и не снилось. Или вот Пушкин, который пытается разговаривать на том страшном языке, на котором говорят нынешние дети. С детьми новой формации нужно и разговаривать по-новому.
Бабушка говорит внуку: “Смотри, какая бибика!” На что он ей: “Бабушка, какая бибика?! Это BMV X5, 280 лошадиных сил, с турбонадувом”. - “Внучек, ты что же такое говоришь? Это же базовая модель, тут лошадиных сил еле-еле 180!”.
Слышал недавно, что старшеклассники в скором времени будут учить стариков пользоваться компьютером. Мне было приятно это слышать. Наконец-то молодые поучат стариков!
- Как удается находить общий язык с каждым новым поколением детей?
- Для того чтобы было свежо и интересно, я всегда держу возле себя молодых авторов. Сотрудничаю с талантливыми ребятами лет 22, один из них снял уже несколько сюжетов.
Я боюсь состариться душой, но пока держусь. Я занимаюсь этим 38 лет, и когда спрашивают, не надоело ли мне, отвечаю твердо: “Не надоело!”. Потому что это страшно интересная работа - наблюдать за детьми.
И потом, когда дело касается детей, это каждый раз что-то новое. Поиск новых идей, нового языка, привлечение новых актеров, звезд.
Недавно сняли 90-летнего Владимира Абрамовича Этуша, которого никто не мог уговорить. Он с нами сидел до трех ночи - снимали своеобразный смешной ужастик.
- Почему так мало сегодня снимается фильмов для детей?
- Их мало снимают давно. Но хуже то, что и эти никуда не годятся. Это требует больших денег, да еще и уметь нужно, а сейчас у нас нет таких специалистов. Я много смотрю современные детские фильмы - один хуже другого.
- Расскажите о Вашем первом полнометражном фильме “Крыша”, снятом пару лет назад.
- Этот фильм я снимал сердцем. Хотел, чтобы родители обратили внимание на детей, а дети, в свою очередь, стали терпимее к взрослым.
Тогда еще затрагивал эту тему - родители перестали обращать внимание на детей. Сейчас вот суицид на суициде, и даже кто-то писал, что Грачевский предупреждал об этой опасности. Все это от невнимания родителей к детям.
Недавно собирали целый зал психологов, студентов старших курсов педагогических вузов. Опять крутили “Крышу”. После часа обсуждений собрание пришлось закруглить, потому что и слезы были.
Я снимал кино про жизнь, и в этот раз не хотел никого развлекать.
Досье“НП”
Киножурнал “Ералаш” основали драматург Александр Хмелик и Борис Грачевский в 1974 году. Рабочее название журнала “Фитилек” отвергнули на стадии разработки. Действующее прислала московская школьница, откликнувшись на призыв поучаствовать в конкурсе на лучшее название.
Первым сюжетом по сценарию Агнии Барто была миниатюра “Позорное пятно”.
Первоначально выпуски “Ералаша” демонстрировались в кинотеатрах перед сеансом. В период перестройки “Ералаш” стал постепенно переходить на телевидение.
К началу 2012 года вышло 257 выпусков тележурнала. |