|
Айгерим Бейсенбаева
Рецепта счастья нет, и нет единых правил о том, как стать умным и богатым.
В руки героев новой пьесы попадает древняя книга, способная поделиться рецептами благоденствия, но просто так она не раскроет свои тайны.
Необходимо думать, так как все ответы на главные вопросы заложены в самом человеке.
Сатирическая пьеса “Таинственная книга” (“Сырлык китап”) скоро на сцене Государственного Республиканского уйгурского театра музыкальной комедии имени К. Кужамьярова
Главный герой комедийной пьесы “Таинственная книга” - классический неудачник, который не может найти своего места в этом мире. Он берется то за одно, то за другое, но работа не спорится в его руках по причине его крайней неустойчивости. К тому же он любитель выпить и погулять.
Решение его проблем лежало тем временем в сундуке - прародители оставили герою книгу древней мудрости. Книга, по сюжету, призвана дать ответы на все вопросы. Как жить, как нажить богатства, как стать счастливым и мудрым.
Не подозревавший о столь ценном даре предков, сокрытом в пыльном переплете, герой теряет книгу, отдав ее за долги соседям. Не оцененный подарок прародителей раскрывает свои качества и становится желанной добычей для других действующих лиц, желающих богатства и просвещения.
Тем не менее, согласно сюжету, и главному персонажу улыбнулась удача - некий дальний родственник за границей оставил герою наследство. Узнав о привалившем счастье, соседи, ругавшие до этого бездельника на чем свет стоит, простили ему все прегрешения и ударились в подхалимаж. Но и это счастье, похоже, уплывает из-под носа героя.
Все эти ситуационные повороты позволяют героям узнать секрет таинственной книги, дарящей людям мудрость. Какую роль древний загадочный артефакт сыграл в жизни героев, зритель узнает, посмотрев пьесу. Можно только сказать, что книга учит людей несколько своеобразным способом, да и сама оказывается не тем, чем кажется поначалу.
Сюжет пьесы придумал сценарист Акимжан Гулиев, который сказал пару слов о своем произведении:
- Комедию называют легким жанром. Это не совсем правильно. На мой взгляд, это одно из самых трудных направлений, и авторов, пишущих в этом жанре, можно пересчитать по пальцам.
|
Режиссер Азиз Искандаров поддерживает современную драматургию |
По специальности я художник, но с какого-то времени появилось желание писать рассказы, миниатюры. Мне предложили писать пьесы, и данное произведение является моим вторым серьезным шагом, сделанным в этом направлении. Первую пьесу под названием “Наследственные бусы” поставили на сцене театра два года назад.
Моя новая комедия “Таинственная книга” - о падении нравов. О том, что мы наблюдаем в современном мире, - разгул пороков и упадок духовности. Люди сегодня мыслят исключительно категориями денег, материального богатства. А о духовной составляющей, о традициях мы порой забываем.
Моя пьеса о герое, которого меняют деньги. О психологии людей, которые в различных ситуациях начинают вести себя по-разному и оценивают других не по уму, а по карману. Все они охотятся за загадочной книгой в надежде разбогатеть и гадают, какую тайну хранят эти страницы, какой мудрости учат. Должен сказать, что их ждет или духовное прозрение, или полное разочарование. Это от человека зависит, чего он хочет.
Постановку спектакля осуществил режиссер театра Азиз Искандаров. Он, один из сторонников жанрового разнообразия на сцене театра, с интересом взялся за работу над пьесой современного драматурга:
- На сцене нашего театра мы стремимся ставить самые разнообразные пьесы. От классиков до современников. Мы хотим, чтобы современная национальная драматургия заняла достойное место в репертуаре театра.
Свою новую пьесу мы представим уже 30 марта, но путь спектакля только начинается. Недавно постановку посмотрел худсовет, внес свои поправки. Теперь выносим на суд зрителей. После первой премьеры работа над спектаклем продолжится.
Жанр комедии тем хорош, что высмеивает пороки общества, недостатки нашего времени, к тому же в конце пьесы зрителя ожидает мораль. Самое же главное, чтобы зритель смеялся, тогда постановка будет считаться удавшейся.
- Вы упомянули худсовет. В чем заключается его работа сегодня, во времена свободы театра? Неужели какие-то слова и действия могут вызвать нарекания?
- Худсовет сегодня есть не во всех театрах, но мы решили, что у нас он должен быть. Работа сегодняшнего худсовета - это не строгая цензура и ограничение свободы автора, а помощь в каком-то роде. Он указывает режиссеру и актерам на ошибки, какие-то недочеты. Причем у автора всегда есть выбор - прислушаться к замечаниям или держаться своего варианта. Должен сказать, что и споры нередки.
- Пьеса “Таинственная книга” - о наших реалиях, написанная современным автором. На Ваш взгляд, какие пьесы ставить труднее - классические, пережившие множество воплощений на разных сценах, или новые, написанные современными драматургами, никому не знакомые истории?
- Любую пьесу ставить сложно. Даже к известным пьесам каждый режиссер подходит по-новому. Если я ставлю “Короля Лира”, то моя постановка будет отличаться от всех остальных работ, несмотря на то, что эту пьесу ставили сотни раз. Каждый режиссер подходит по-своему, привносит что-то новое. Одна и та же пьеса в воплощении разных авторов может говорить о разных вещах и явлениях.
- Интересен ли национальный театр зрителю сегодня? Часто ли в театре аншлаги?
- Это большая проблема - сегодня зрители редко посещают театр. Сейчас Запад снимает такие зрелищные фильмы, Интернет опять же. Успеть за кинематографом с его техническим оснащением невозможно. Театр при этом всегда должен оставаться театром, он силен традициями, поэтому предложить современному зрителю нечто сверхъестественное мы не можем. Да и не должны.
В театр сегодня ходят одни и те же люди, и хорошо, что среди них еще попадаются и молодые. Все, что мы можем сделать сегодня для привлечения зрителя, - это постановка современных спектаклей.
И, конечно, необходимо уделять внимание юной аудитории. Своего зрителя нужно воспитать самому, с детства. Мы ставим детские спектакли, и если из 500 маленьких зрителей десять проникнутся магией театра - это большой успех. Значит, они придут снова и вырастут любителями театра. |