|
Опустевшая мастерская
В дирекции художественных выставок и аукционов города Алматы в первые весенние дни прошла персональная выставка памяти Ажар Мергеновой, жизнь которой оборвалась несправедливо рано (1971-1997).
В 1990 году она окончила Алматинское художественное училище имени Н.В. Гоголя, продолжила образование в Алматинском государственном театрально-художественном институте имени Т. Жургенова. Получив высшее образование, стала преподавать в родном училище. Начала участвовать на выставках с 1991 года. Это были республиканские выставки молодых художников, проходившие в рамках молодежного фестиваля искусств “Жигер”.
Ее работы стали приобретать не только частные коллекционеры из Казахстана, Франции, Югославии, Турции, но и Министерство культуры РК, Государственный музей искусств РК имени А. Кастеева, за время своего творчества у Ажар появилось множество почитателей ее творчества. Ажар работала в разнообразных техниках, среди которых пейзажи, натюрморты, портреты, декоративные панно, абстрактные композиции. Большая часть представленных картин - в традициях классического реализма. Каждая из выполненных Ажар работ обладает очень интересной цветовой гаммой - от ярких оттенков до грустных и упаднических тонов, что вместе наиболее полно передает те мысли и эмоции, которые благодаря кисти и краскам изображала художница. Контрасты света и тени, эмоциональность живописи передают взволнованность события.
Зрители, посетившие выставку “Ажар”, отмечали тот факт, что ее картины можно рассматривать и изучать достаточно долго - будь то пейзаж, который выполнен очень четко, будь то абстрактные композиции, где каждый штрих и деталь передают атмосферу полотна и задумку автора. Стоит отметить, что на выставке были работы, созданные художницей за пять лет творческого пути - с 1992 по 1997 год. Выставка состоялась благодаря заботам семьи, которая сохраняет память об Ажар не только в кругу близких, но и в общественном сознании, в памяти людей, в истории искусства страны.
В последнее время на улицах города часто можно встретить мнение о том, что “талантливые люди покидают эту землю”, однако стоит заметить, что творчество этих людей никуда не уходит, оно продолжает восхищать публику и жить вместе с ним, продолжает жить и память о столь рано покинувших нашу бренную землю художниках. Картины не только несут в себе творческое наследие, передавая мысли и философскую составляющую. Многие из них вдохновляют современных художников на новые открытия. В памяти зрителей всегда останется творческое наследие художников, которые покинули нашу землю несправедливо рано.
Юлия Квочкина
Чье творчество не умерло
1. Август Макке (1887-1914) - немецкий художник, представитель экспрессионизма. Родился в Мешеде. Его картины всегда отличались сочетанием сочных ярких оттенков и при этом зачастую грустной, глубоко-философской тематикой. В своих картинах художник воспроизводил простые жанровые мотивы в пейзажной среде (“Купающиеся девушки”, 1912; “Баварские государственные собрания”, Мюнхен; “Люди на мосту”, 1914; “Музей земли Гессен”, Дармштадт; “Дети у водной колонки”, 1914; “Городские художественные собрания”, Бонн). При этом Макке проявил себя как самый жизнерадостный из экспрессионистов: он сам определял свои произведения как “песнь о красоте вещей”. Одной из последних работ молодого художника является картина “Шляпный салон”. Призванный в армию в начале Первой мировой войны Август Макке погиб на западном фронте в Перт-лез-Юрлю (французская провинция Шампань) 26 сентября 1914-го. Ему было 27 лет.
2. Никифор Степанович Крылов, родившийся в городе Калязине на Волге и работавший в молодости в артели странствующих иконописцев, где и заметили его творческий потенциал. Помимо многочисленных, небольших по размеру и шедших на продажу работ художник пишет интереснейшее полотно - “Русская зима”, в котором он попытался разрешить проблему изображения снега в пейзаже. В последние годы жизни Н.С. Крылов добился больших успехов в портретной живописи. Умер живописец от холеры совсем молодым, хотя немалый талант и большое трудолюбие намечали впереди прочное признание.
3. Жан-Мишель Баскиа - американский темнокожий художник и скульптор, который прославился именно созданием граффити. Он покрывал рисунками стены и вагоны Нью-Йоркского метро, подписывая работы собственным авторским знаком. Баскиа был самоучкой, однако пользовался большим уважением очень известных художников - например, Энди Уорхолла. Его живопись отражала общественные и политические события, критиковала президента Рональда Рейгана и рассказывала о больных СПИДом. Первая европейская выставка Ж.-М. Баскиа состоялась в 1983 году в швейцарском городе Люцерн. К сожалению, художник умер молодым, в возрасте 28 лет. |