|
Айгерим Бейсенбаева
Детская музыкально-хоровая школа “Елим ай” недавно отпраздновала День семьи. В стенах школы воспитанники дали концерт “Весенний букет”, приуроченный к 8 Марта, который стал одновременно и праздником для всей семьи. Звонкой детской песней поздравили мам, бабушек и сестер, а также всех близких людей.
Участниками стали малыши от трех до пяти лет из отделения “Фасолька”. Выступление трехлетних крох, как всегда, стало просто умилительным зрелищем
О том, чем живет детская хоровая школа сегодня, в интервью “НП” рассказала директор заведения заслуженная артистка Казахстана Лариса Ивановна Романовская:
- Мы периодически устраиваем тематические концерты. К празднованию Нового года, 8 марта, а в прошлом году мы устроили необычный концерт - для пап, такого количества благодарных папаш я еще не видела. В этот раз мы решили организовать выступление, посвященное одновременно Международному женскому дню и Празднику семьи. Насыщенная добрая программа - песни для мам, для бабушек, а также для братиков и других членов семьи.
- Лариса Ивановна, что нового и интересного произошло в вашей школе за последнее время?
- Два года назад мы перешли на восьмилетнюю систему образования. Раньше эта учебная лестница была короче, и во взрослый хор у нас попадали совсем маленькие дети, которые порой не справлялись с нагрузкой. Старшая группа у нас поет консерваторскую программу - четырехголосье, пятиголосье. Вот ему исполнилось только 12-13 лет, а он уже оканчивает музыкальную школу!
На мой взгляд, нагрузка должна распределяться более равномерно и школу воспитанник должен оканчивать хотя бы в 15. Это и не слишком большие нагрузки, и накопившийся опыт, зрелость. И потом, при такой бешеной нагрузке дети начинали часто болеть, а родители у нас только подгоняют свое чадо. Каждый родитель уверен, что его ребенок гениален и способен справиться со всем. Конечно, гениален! Но надо же и о здоровье думать.
Конечно, с переходом на новую систему мы потеряли часть детей, и потому у нас сейчас малочисленные старшие группы, но зато новые поколения воспитанников учатся с особым интересом. Они справляются с программой, учеба в нашей школе вызывает меньше напряжения. И это правильно, потому что в общеобразовательной школе у детей сейчас нагрузка просто сумасшедшая.
- Вы проводили какие-нибудь наблюдения касательно того, как влияет учеба в хоровой школе на другие сферы жизни ребенка? Может быть, учителя жалуются, что у малыша одно пение на уме?
- Мы с психологом проводили тесты в школе и выяснили, что у детей, поющих в хоре, наблюдаются хорошие результаты в учебе. Они особенно успевают в математике, английском, казахском и русском языках. Мы это связываем с тем, что дети лучше усваивают информацию на слух, у них развиты память, творческое мышление, координация движений. Ведь у нас помимо пения еще ритмика, рисование, музыкальная математика.
И потом, дисциплина опять же.
- Как вы решаете вопрос мотивации? Совсем маленьких детей приводят в хор родители, а бывает ли такое, что ребенок совсем не хочет заниматься творчеством?
- В большинстве случаев дети прямо с удовольствием бегут в хор. Ведь мы разучиваем песни не только классические, но и современные, с какими-то движениями, порой просто сумасшедшими. Каждый ребенок - индивидуальность, и в этом возрасте он стремится проявить себя.
Чтобы заинтересовать каждого ребенка, мы постоянно придумываем что-нибудь новое, экспериментируем. Это я держу полностью под своим контролем. Перед началом года мы садимся и придумываем особенную программу для каждой группы. Репертуар, конечно, потом корректируется в течение года.
И потом, мы создали в своей школе по-настоящему домашнюю обстановку. Он может прийти, в учительской выпить чаю, дождаться родителей после школы. Друзья, общение, коллективное творчество - как это может быть не интересно ребенку? И родителям хорошо, и их чадо постоянно под присмотром.
Незаинтересовавшихся практически нет. Если ребенок пришел в школу, он остается. Самое важное - это увлечь малыша, заинтересовать, и для этого существует масса игровых приемов. Все можно обернуть в игру, и ребенок при этом даже не устает. Он выходит с занятий хоровым пением и удивляется: “А что, уже все?”. Хотя сложно представить, что ребенок может отсидеть спокойно два часа.
- Все ли дети поют? Бывают ведь те, у кого просто нет способностей...
- Поют, конечно, не все. У нас нет отбора, мы привлекаем всех желающих. Даже если у ребенка нет музыкальных способностей, он может чему-то научиться, повысить свою музыкальную грамотность, научиться держать внимание аудитории.
- Насколько я помню, вы планировали расширить перечень дисциплин оперным пением. А также собирались собрать хор из взрослых ребят, что-то наподобие Хора Турецкого. Удалось ли воплотить эти планы?
- Мы ввели направление в младших классах “Музыкальная сказка”. Детское оперное пение - они у нас настоящие актеры. Раз в полгода мы ставим спектакль, каждому ребенку даем роль, и они показывают нам сказки.
Кроме того, в прошлом году мы основали эстрадную вокальную группу Music fresh. Сначала была только старшая группа, а теперь уже и помладше в нее набрали, а в скором времени вообще малышей привлечем к этому. Будут с микрофонами петь, как настоящие артисты.
Что касается взрослой группы, то здесь мы потерпели фиаско. Молодежь я так и не собрала - они походили немного и бросили, потому что мотивация взрослых совсем другая. По их мнению, если они поют, то не они должны платить, а им. А за что им платить, если они еще не отработали репертуар? Вначале нужно много трудиться, наращивать репертуар необходимо как минимум полгода, и потом, показать себя нужно, зарекомендовать, а они хотят все сразу и без труда.
- Возможно, получится вырастить свой Хор Турецкого из сегодняшних малышей...
- Это было бы здорово. Сегодняшние участники Music fresh после окончания музыкальной школы могли бы прийти к нам работать.
- Часто ли попадаются яркие дарования? Многие ли после окончания школы делают музыку своей профессией?
- Яркие дарования, талантливые от природы встречаются редко, но зато многие достигают в процессе обучения хорошего исполнительского уровня.
Мы не ставим перед собой задачи сделать ребенка профессиональным музыкантом, скорее, мы заняты его эстетическим образованием. Однако действительно есть те, кто потом продолжает свое образование в этой сфере и становится профессиональным музыкантом.
Досье“НП”
Детская музыкально-хоровая школа “Елим ай” создана в 1998 году. Директор ДМХШ “Елим ай”, художественный руководитель и дирижер - заслуженная артистка РК Лариса Романовская.
Детский хор “Елим ай” - лауреат международных детских музыкальных фестивалей в Казахстане, Южной Корее, России, Украине, Литве, Чехии, Киргизии, Болгарии.
Обладатель 1-й премии Международного хорового конкурса в Турции (Анкара, 1998).
Обладатель Золотого и Серебряного дипломов на I Международном хоровом конкурсе И.Брамса в Германии (Вернигероде, 1999).
Обладатель двух серебряных медалей на I Хоровой олимпиаде в Австрии (Линц, 2000).
Серебряный призер II Хоровой олимпиады в Южной Корее (Бузан, 2002).
Бронзовый призер Международного хорового конкурса во Франции (Тур, 2004).
Серебряный призер Международного хорового конкурса в Канаде (Пауэл-Ривэ, 2004).
Золотой призер Международного хорового конкурса в Чехии (Прага, 2005).
Золотой призер Международного хорового конкурса в Болгарии (2006, 2007). |