|
Айгерим Бейсенбаева
Классическая музыка имеет статус чистого искусства, без коммерческого налета и звездного положения исполнителей. Талантливые представители этой сферы известны в очень узких кругах, за редким исключением, и удостаиваются всенародной известности только, когда уезжают работать за рубеж
Наш сегодняшний герой, классический исполнитель Эмиль Сакавов, недавно привез главный приз Международного конкурса имени Загира Исмагилова, проходящего ежегодно в Уфе. Воспитанник Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, Сакавов был удостоен звания солиста консерватории и в этой связи готовит серию сольных концертов.
Сакавов, уроженец города Бишкек, начал петь в семь лет и в детские годы стал участником многих международных и республиканских конкурсов, в том числе и известного состязания “Утренняя звезда” в Москве.
Он занимался академическим вокалом на курсах солистки оперного театра в Бишкеке Ольги Жижериной. А позднее стал стипендиатом фонда “Мейрим” в Киргизии и программы “Кадры XXI века”. Учился в президентской академии искусств “Алтын шаты”. Ездил с президентом Аскаром Акаевым на различные Дни культуры в Европе, на международные конференции в Швейцарии и Германии. Насыщенная творческая деятельность оборвалась в подростковом возрасте.
- Лет в тринадцать началась мутация голоса, - рассказывает Эмиль, - она обычно длится пару лет, но у меня затянулась настолько, что я начал подумывать о карьере в другой сфере, не связанной с искусством.
Я поступил на факультет международных отношений. Отучившись несколько лет, я понял, что это не мое, и тут, по счастью, голос вернулся ко мне. Я снова мог петь и с радостью вернулся к этому занятию, так как понимал, что в этом заключается мое предназначение.
Я решил поступить в алматинскую консерваторию. Мой отец - казах по национальности - всегда хотел, чтобы я пел в Казахстане.
Сейчас я учусь на пятом курсе Консерватории имени Курмангазы, а с третьего курса начал активно участвовать в международных конкурсах. В Италии, к примеру, получил первую премию. На конкурсе Бибигуль Тулегеновой также занял первое место.
Один из последних конкурсов, в которых я принял участие, - это конкурс Загира Исмагилова, проходивший в декабре прошлого года в городе Уфе, в Башкортостане. Конкурс проходил по трем направлениям - сольное пение, фортепиано и струнные инструменты. Выступления оценивали авторитетные музыкальные деятели России. Участие принимали конкурсанты из самых крупных российских городов.
Я занял первое место в номинации “Сольное пение”, исполнив партию из оперы “Князь Игорь” и арию из оперы “Абай”.
В России проходят очень сильные конкурсы в связи с тем, что там сохранились традиции советской вокальной школы.
- Как удается попасть на такого рода конкурсы? Сопряжено ли это со строгим отбором, жесткой конкуренцией?
- Моя творческая сфера является достаточно узкой, специфичной. Классических певцов не много, и можно заметить, что на все конкурсы ездят одни и те же люди. Очень мало людей занимается этим направлением в искусстве всерьез, а другого классическое искусство не терпит.
Прибыв на один конкурс, обычно можно узнать о скором проведении других и попробовать уже там свои силы.
- Насколько объективны конкурсы в такой рафинированной и возвышенной сфере, как классическое искусство? Часты ли случаи подковерных интриг или статус не позволяет подтасовывать результаты?
- Любой конкурс - это всегда некоторый субъективизм. Независимо от того, к какой сфере он относится. И интриги плетутся, не без этого. Закулисные игры не редки.
- Какие интересные предложения поступают после победы в крупных вокальных состязаниях?
- В отличие от эстрадных исполнителей, у нас, академических певцов, несколько другие цели. Мы не гонимся за быстрой славой и не мечтаем попасть на экраны телевизоров.
Моя цель, к примеру, это работа в хорошей театральной труппе. Желательно, где-нибудь за рубежом, потому как там уровень исполнительского искусства намного выше, чем у нас.
На российских фестивалях поступают предложения от дирижеров отработать по контракту в каком-нибудь из театров, но я еще учусь.
- Вы сказали, что классических певцов не так уж и много. Насколько престижно сегодня быть классическим исполнителем?
- В отличие опять же от эстрады, академический вокал требует неординарных способностей. Чтобы петь в опере, надо много трудиться - ежедневно. Стоит один день не позаниматься и сразу теряешь форму. Мало, кто идет на такие трудности.
- Что является основополагающим фактором успеха оперного певца сегодня? Выдающиеся вокальные данные, внешность или все-таки дисциплина?
- По моему мнению, профессиональные способности в приоритете. Музыкальная грамотность и профессионализм. Особенно эти качества ценятся за рубежом, так как огромные партии и арии там необходимо учить в крайне короткие сроки.
Когда у человека нет высокой нотной грамотности и необходимого профессионализма, он создает проблемы для коллектива.
И конечно, внешность. Солист театра должен обладать презентабельной внешностью.
- Вы даете уроки вокала поп-исполнителям. С кем работаете сейчас?
- Я сейчас преподаю в учебном центре “Просвет”, преподаю эстрадный вокал. И являюсь музыкальным продюсером XIT Production.
Сейчас у меня два проекта - мы занимаемся с певцом Абдулкаримом и группой “Бионик”, и могу сказать, что материал хороший - отличные голоса, а главное, есть стремление совершенствоваться.
Тем не менее я далек от этой сферы и практически не имею представления об уровне исполнительского мастерства других отечественных певцов. Я вращаюсь в совсем другой области.
- По-Вашему любого человека можно научить петь? Глядя на некоторых исполнителей, складывается такое ощущение, что...
- На самом деле, действительно любого, главное, чтобы был слух, а над голосом можно поработать. Если есть слух, то можно научить интонировать, попадать в ноты чистенько, отработать песню.
Тем более в наше время высоких технологий на студии при обработке голоса можно творить настоящие чудеса.
Я же сторонник живого исполнения, не одобряю пение под фонограмму и на занятиях со своими студентами стараюсь добиться идеального звучания как на записи, так и живьем. Голос должен при любых условиях звучать чисто, сильно - это и есть профессионализм. |