|
Ольга Шишанова
Искусство должно быть свободным, как кулан, а художник просто-таки обязан всегда стремиться к свободе самовыражения. В то же время любой проект должен быть интересен просто ценителям прекрасного, а не только узкому кругу специалистов.
Этой истине известная казахстанская художница Лейла Махат, чья персональная выставка тканых гобеленов открылась в столичной галерее Has Sanat, не изменяет вот уже несколько лет.
А ведь все начиналось с фигурки степной черепашки, которую выткала художница на одном из своих первых гобеленов и назвала Лаки, что значит “счастливая”
- Лейла, с чего начиналась ваша творческая карьера и как удалось завоевать признание зарубежного арт-рынка?
- Первые мои выставки прошли в Казахстане. Точнее, это были выставки работ группы художников “Зеленый треугольник”, в которую входили Сауле Сулейменова, Алма Менлибаева и еще много креативных молодых людей. Мы были этакими хиппи, хотели доказать, что в Казахстане есть модерн-арт, есть альтернативное искусство, выступали, может быть, даже где-то в пику Союзу художников Казахстана. Это были 1987-1988 годы - веселое время.
- Вы живете одновременно в Алматы и Сиэтле. Вы не устаете от передвижений или Вам, как художнику, необходима смена декораций?
- Жизнь в постоянных перемещениях накладывает свой отпечаток - я стараюсь, чтобы мои гобелены были наполнены пространством и ветром странствий. Поэтому неожиданные сюжеты моих гобеленов находят свое выражение в абстрактной форме, а концептуальный и глубокий смысл отходит на второй план, главным же является поиск цвета и формы, настроение и чувство. Полагаю, что именно это придает моим работам больше эмоций, экспрессии и движения.
Я не могу долго находиться в США и потому время от времени пересекаю океан, чтобы побыть на своей родине. Почерпнуть энергию, вдохновение, духовно восстановиться я могу только в родном Казахстане. Это настроение отражено и в некоторых моих работах. Причем я старалась сделать так, чтобы в них не было сугубо национальных мотивов, и произведения были абсолютно космополитичны, чтобы в них отражался общий вселенский смысл добра, любви, мира на планете, не было привязанности к определенному месту, национальности и культуре.
На нынешней выставке я представила около 20 работ, которые сначала выставляла в Сиэтле, но сейчас решила показать их столичным ценителям прекрасного, поскольку, по моему мнению, темп культурной жизни в новой столице набирает обороты и горожане проявляют большой интерес к искусству.
- На нынешнем вернисаже Вы презентовали новый бренд Lucky Turtle?
- Я постоянно нахожусь в поиске новых форм и сюжетов. Если моя самая первая выставка была посвящена интерпретации мифологических сюжетов и древних символов, обращенных к тюркским корням: “Акбара - мать волчица”, “Тюркский мир”, “Древо жизни”, то следующая выставка - это был уже декаданс, смешанный с фигуратизмом.
Затем вернисажем “Песни дорог” я хотела удивить зрителей своими экспериментами и находками в ткачестве и рисовании.
Теперь вот - счастливая черепашка, бренд, который я распространила с гобелена на аксессуары, футболки, шелковые шарфы - для моих зрителей, которые пришли меня поддержать.
- Вы относите свое творчество к какому-то направлению в искусстве?
- Мне всегда трудно отвечать на такие вопросы... Творчество - это такой необъяснимый процесс. Во мне накапливается что-то, и если я это не выплесну, то мне будет морально и физически плохо. Если все же говорить о направлении в искусстве, то я помню, что, когда в 2002 году Европейский союз искусств присудил мне премию за вклад в изобразительное искусство, президент союза придумал какой-то специальный термин для того, чтобы обозначить направление моих работ. Он сказал, что это new imagination, то есть новое представление или новая фантазия. В том же году мне присвоили звание почетного члена Академии художеств имени Масарика в Праге.
- У Вас есть свой почерк, узнаваемая манера письма и цветовая палитра гобеленов. Это качество для современного художника - большая ценность и, можно сказать, даже редкость...
- Цвет обладает властью над нашим сознанием. Мы редко задумываемся, почему, покупая цветы, выбираем красные розы, почему долго можем вглядываться в небесную синеву и почему с такой нежностью смотрим на распустившуюся сирень. Цвет - это абсолютно нормальная магия, которая присутствует в нашей повседневной жизни. Синий позволяет нам глубже дышать, красный заряжает энергией, желтый дарит тепло, фиолетовый настраивает на философский лад и так далее. Цвет, форма, линия, запах, вкус - наши молчаливые спутники. Они ничего не требуют взамен той радости, которую нам дарят. Разве они не достойны восхищения? Созерцания?
Поэтому я не опасаюсь соседства сразу нескольких ярких цветов на картине или в гобелене: бирюзового, фиолетового, зеленого, красного, розового, синего, золотого...
В такой гамме я вижу облака над Астаной, ароматный степной ветер, дующий в лицо, когда мчишься по шоссе на автомобиле, или камни и деревья, ведь они - аккумуляторы информации, они знают о нас больше, чем мы сами. И, знаете, есть что-то шаманское в этом - договариваться со стихией, “заговаривать” пространство цветом и воздухом. Ветер ведь переменчив, и не уловить сразу, о чем он нам говорит. Надо слушать и видеть, уметь созерцать и не ставить дополнительных препятствий. Единственная граница, которая есть, это граница между реальным миром и миром, который придумала я. И она так размыта...
- Если рассматривать Вашу деятельность с коммерческой точки зрения, то получаете ли Вы удовлетворение от своей работы?
- Могу сказать честно, положа руку на сердце, - получаю. Можно творить искусство ради искусства. Но я считаю, что это все равно, что писать книгу для того, чтобы положить ее в стол. Я использую любую возможность, чтобы выставлять и продавать свои работы. Хотя есть, конечно, произведения, которые я не продам никогда, потому что они были подарком моему мужу или сыну.
- Язык Вашего творчества понятен всем и очень универсален. Нынешний вернисаж - тому подтверждение...
- Наверно, это оттого, что я счастлива в жизни. Делаю то, что мне нравится. А в процессе работы над очередной картиной или гобеленом ощущаю огромное, бесконечное счастье. И своими работами хочу показать, что миром правит любовь. Мой мир - это мир без войн, это мир гармонии и царства красоты. Этим состоянием души я хочу поделиться с людьми, которые приходят на мои выставки. Это моя сказка жизни, которая - правда, если уметь разглядеть в ней прекрасное.
Астана |