ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Историософия, или Казахский ренессанс Культура

Размышления о книге Султана Акимбекова “История степей. Феномен государства Чингисхана в истории Евразии”
Второе тысячелетие ознаменовалось у нас в стране пробуждением в коллективном бессознательном народа глубинного ощущения собственной идентичности, активизации древнейших архетипов кочевой культуры Великой Степи. Сознание, скованное ранее прямолинейными парадигмами коммунистической идеологии, раскрепостилось. Начался великий процесс рефлексии и самопознания казахской нации, и мы стоим лишь в начале этого пути, ибо следующий шаг - переход от чувственно-эмоциональной экспрессии к научному осмыслению.
Яркой вехой эволюции “постсоветской” гуманитарной мысли является книга Султана Акимбекова “История степей. Феномен государства Чингисхана в истории Евразии” (2011). Труд сей, на мой взгляд, знаменует собой качественно новый этап в национальном духовно-интеллектуальном возрождении. А именно - переход от поэзии мифа к научной логике.
alt
Не принимая догматов линейной логики “формаций”, автор в то же время сумел “не выплеснуть из купели с грязной водой и младенца”. Под “младенцем” разумею мощный метод диалектического анализа. Автор рассматривает кочевую и оседлую цивилизации в качестве органического единства и живой целостности. К диалектическому анализу автор весьма органично подключил и методологический принцип “Вызов-ответ” философа и историка А. Тойнби. Заслуживает внимания сама методика изложения и подачи материала. “Нащупав” диалектическое противоречие в его “зародыше”, автор вычленяет его в форме вопроса. Подобная “интерактивная” форма подачи материала также является стилистической инновацией в противоположность безаппеляционно-менторским или агрессивно-пафосным стилям большинства отечественных и зарубежных исследователей.
Центральным стержнем исследования С.Акимбекова является диалектика сложных взаимоотношений оседлых государств Китая (начиная с династии Чжоу до империи Цзин) с “варварскими” кочевыми народами (начиная от разноплеменных Ху до монгольской империи Чингисхана). Следует особо отметить введение в научный оборот истории ряда новых и вполне адекватных терминов из современной политологии. Интересной является выдвинутая и обоснованная автором гипотеза о происхождении трех казахских жузов. Гипотеза небесспорная, но явно имеющая “рациональное зерно”. Не менее интересной является гипотеза о причине возникновения принципиальных различий в организационно-управленческих моделях европейских государств и Российской империи как прообразов современных типов управления Запада и Востока в свете китайской государственно-управленческой традиции.
С. Акимбеков вскрывает имманентную логику объединения кочевых орд в первой исторически достоверной кочевой империи Хунну как “ответ” на тот “вызов”, который был брошен объединением китайских княжеств в мощную империю при Цинь Ши Хуанди. Исследователь на цифрах и исторических фактах показывает неумолимую логику объединения кочевников в империи хунну, сянби, жужаней, создания Тюркских и Уйгурского каганатов, наконец - Монгольской империи Чингисхана - как единственно возможные адекватные ответы на процессы централизации и усиления, происходившие в историческом Китае. Это, по сути, представляет собой инновацию в историософии, оригинальный взгляд на историю Центральной Азии под новым “углом” зрения. В основе борьбы, показывает автор, лежат не столько чьи-то личные амбиции или идейно-религиозно-политические устремления, сколько железная логика конкурентной борьбы за товары и рынки. Это очень важный момент, особенно, если иметь в виду научные открытия Ю. Зуева о роли “катунской фратрии” в кочевых сообществах, а также роль и влияние женщины как главного потребителя товаров текстильной, косметической, ремесленно-бытовой, ювелирной и прочей промышленности.
Отчетливо и рельефно показываются автором масштаб социальной и этнографической революции Чингисхана, новые принципы организации родов по “тысячам”, а племен - по “десяткам тысяч” (туменам), а также влияние этой революции на этногенез протоказахских родов и племен. Показана роль личности и личного авторитета в глазах воинов-кочевников на примерах Никудери и Ногая, когда антропоним/эпоним становится этнонимом, то есть родоплеменным названием.
К сожалению, в книге не рассматривается глобальное значение тех технологических революций в металлургии, которые совершили сибиро-алтайские племена “кузнецов-металлургов” сперва в эпоху бронзы (сеймино-турбинский транскультурный феномен и “оловянистые бронзы”), затем - в постхуннские “темные века” (промышленная плавка и легирование железа в противоположность низкопроизводительной “кричной” ковке). Именно последнее открытие и монопольное владение высокотехнологичным металлургическим “ноу-хау” позволило потомкам Ашина феноменально быстро и без особенного военного принуждения (в отличие, к примеру, от Чингисхана) возглавить народы и племена от Манчжурии до Балкан. Народный праздник “Ергенекен” и сопутствующие обряды в образно-иносказательном виде описывают это достижение “чудских” народов Алтая, прототюрков.
О лингвистике. Правильно отметив открытия Пуллиблэнка, автор вслед за ним делает прямолинейный вывод о кетоязычности хуннов. Но упускает из виду тот факт, что конфедерация хунну “боевым ядром” имела огузоязычные он-уйгурские и тогуз-уйгурские племена (см. В.В. Радлов “К вопросу об уйгурах”, 1893). Были также среди хуннов вассальные племена ираноязычных уйсунов, тохароязычных юэчжи и тунгусоязычных дунху; был значительный массив “казаковавших” беглых китайцев (“у хуннов жить весело”), в хуннский союз входили финно-угорские и кето-самодийские племена... Вообще, говоря об этногенезе либо формировании языка данного этноса (вернее - суперэтноса), необходимо иметь в виду тот факт, что любой этнос, как и индивидуум, имеет “маму” (субстрат), “папу” (суперстрат) и зачастую “соседа” (адстрат)...
О тюркском этногенезе. Сейчас уже известно, что древнетюркским языковым субстратом был кипчакский язык (см. “Атлас орхонских памятников”, М. Джолдасбеков, К. Сарткажыулы, 2006). Действительно, алтайскими автохтонами было племя “кузнецов” Уста, или Уста-кипчаки. Суперстратом явилось племя Дуло (дулы, дулыга, дуглат, дулат). Их миграция в Рудный Алтай произошла с территории Северного Китая под давлением государства Тоба. В образно-символической форме об этом повествуют и народные предания (“искалеченный мальчик, вскормленный волчицей”). В казахском языке дулыѕа означает “шлем”, то есть этноним можно перевести как “шлемоносцы”. Именно так этимологизировал известный казахский историк Шакарим Кудайбердиев на основе трансфонемизации “дулыга” в “тюрк”. Помимо уста-кипчакского субстрата и дулатовского суперстрата имел влияние и кето-енисейский адстрат. Лингвистически это установлено в исследовании Э. Пуллиблэнка “Язык сюнну” (1986). Известно также, что правящий род Ашина древнетюркского племенного объединения имел “кето-енисейскую” ДНК-гаплогруппу Q по мужской линии.
Вышеперечисленные замечания и дополнения ни в коей мере не умаляют того значения труда Султана Акимбекова, о котором говорилось выше, ибо “нельзя объять необъятное”. Поэтому в заключение хочу еще раз отметить книгу С. Акимбекова “История степей. Феномен государства Чингисхана в истории Евразии” как образец истинно научного, непредвзятого и диалектического подхода, а также пожелать автору дальнейшей плодотворной работы на этом поприще, новых и интересных открытий.
Ильяс Сулейманов, доктор философских наук

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение