|
Айгерим Бейсенбаева
Что ожидает нас на тонкой грани между жизнью и смертью? Что мы знаем о пограничных состояниях, возвращаясь из которых люди смотрят на жизнь по-другому?
Спектакль по произведению французского драматурга Эрика-Эммануэля Шмита “Отель двух миров” слегка приподнимает занавес над этими вопросами.
Премьера таинственной пьесы состоялась на днях на сцене Государственного академического русского театра драмы имени М.Ю.Лермонтова
Спектакль режиссера Игоря Гонопольского с мистическим названием “Отель двух миров” посягает на главные вопросы жизни и смерти.
Главный герой пьесы молодой человек Жюльен Порталь, редактор спортивной газеты, ловелас, мот и прожигатель жизни, внезапно оказывается в таинственном пространстве. Он буквально вываливается из необычного лифта в фойе обычного с виду отеля. По воле автора это место оказывается Отелем двух миров - помещением, где обретаются люди в пограничном состоянии, то есть в коме. Единственным входом и, соответственно, выходом, из него является лифт, передвигающийся с поистине потусторонним грохотом. Но вот куда отправит лифт временных постояльцев отеля после их вынужденного ожидания - вверх или вниз - этого не знает никто.
В холле отеля наш герой встречает компанию интересных персонажей, также ожидающих своей участи.
Маг Раджапур, эксцентричный шарлатан, торговавший в своем земном воплощении надеждой, пребывает в отеле уже более полугода, и это настроило его на философский лад. При нем решалась судьба сотен людей, постояльцев Отеля двух миров, а вот его собственная участь остается туманной. Сей герой - источник самых едких монологов и поддержка остальным. Как и на земле, он продолжает сеять надежду, не упуская возможности привнести в свою речь немного ценной морали. Его роль блистательно сыграл актер театра Сергей Уфимцев.
Персонаж, проходящий через весь спектакль просто как Президент, является типичным дельцом, даже на смертном одре думающем об убылях и прибылях. В своем номере он слышит, как наследники, обступившие его тело, решают судьбу его состояния, и это не дает ему покоя. Какие при этом решения философских вопросов, когда дети продают его акции?
Еще один любопытный персонаж - уборщица Мари, пережившая инсульт, антипод Президента. Несмотря на свой статус, она полна мыслей о жизни, а самой жизни и не видела. Трогательная роль актрисы Натальи Долматовой.
Вся эта вереница героев попала сюда не по своей воле, в отличие от самого Жюльена, который, как выяснилось, является волонтером. То есть, по остроумному мнению драматурга, сам медленно и методично вбивал гвозди в крышку собственного гроба, проматывая жизнь и туманя разум алкоголем и наркотиками.
Все постояльцы, жизнь которым оказалась не по средствам, решают сложные морально-этические и философские вопросы и коротают время в ожидании приема Доктора С.
Кто этот доктор С? Смерть? Нет, на французском языке множество подходящих случаю слов на “С”. Например, “судьба” и “мудрость”.
Сам автор пьесы Эрик-Эммануэль Шмит так отозвался о своем произведении: “Так о чем же моя пьеса? О тайне. О том, что каждый человек может позволить себе заглянуть в неизведанное и раскрыть тайну, чтобы больше не бояться этого неизведанного и принимать жизнь такой, какая она есть. Такова цель путешествия, в которое отправляется Жюльен.
С тех пор, как пьесу поставили на сцене, люди часто останавливают меня на улице или в ресторане: они берут меня за руку и шепчут на ухо строку, которую они знают наизусть: “Вера - слабый огонек, который ничего не освещает, но поддерживает тепло”. |