|
Юлия Квочкина
Мультимедия - шаг вперед?
В галерее “Тенгри-Умай” прошел необычный для казахстанских зрителей мультимедийный проект. Выставка Дарьи Спиваковой “Невидимый кит” позволила не только увидеть, услышать, но и прикоснуться к представленным экспозициям.
Автор не останавливается в выборе только одного жанра для реализации задуманной идеи, а обращается к фотографиям, музыке и картинам, которые можно понять, лишь прикоснувшись к полотну, прочитать текстовые работы, на осмысление которых у Дарьи ушел не один год. Спивакова наглядно доказывает, что суждение про погоню за двумя зайцами устарело, ведь стоит приложить еще немного сил и задуманное воплотится из мультимедиа нашего воображения в реальность. Мультимедийная экспозиция, представленная Дарьей Спиваковой, полностью характеризует молодого художника.
На разработку и реализацию мультимедийного проекта было затрачено четыре года. За это время постепенно скапливались фотографии, была написана музыка и созданы тактильные картины, за год до выставки были написаны тексты. За это время многое в жизни человека может измениться. Возможно, этот проект стал отражением течения времени, запечатлев каждый этап жизненного пути на фото либо на музыкальных носителях, дополненный текстами и возможностью тактильных ощущений. Чтобы каждый зритель смог окунуться в атмосферу текущего времени.
Содержимое выставки - это истории, перетекающие из фотографий в тексты, из музыки в тактильные картины. Образы, которые насыщают друг друга, перекликаются деталями и создают сюжеты, которые можно разгадывать или нырять в поток ощущений и уже ни о чем не думать.
Дарья Спивакова, автор мультимедийного проекта: “Для меня “Невидимый кит” - погружение внутрь невидимых, но очень острых состояний. Взаимодействие людей с пространством и временем. Наблюдение за отражением людей и предметов. Проявление отношений окружающего со смертью и волнующим безвременьем. Желание уловить звуковые ландшафты и ритмы фактур, прикоснуться к чему-то ускользающему и загадочному. Мне нравится то, что здесь зритель может находить те смыслы, которые в этой экспозиции цепляют именно его самого. Я не предлагаю никаких точных интерпретаций. Прислушиваясь к себе, зрители обнаруживают в выставке свои собственные переживания, воспоминания, личный опыт, впускают в себя то, что им ближе, или, наоборот, отторгают то, что им чуждо, неприятно видеть и принимать”.
Мультимедийные выставки сейчас достаточно популярны во всем мире. Современные технологии, ритм жизни “широкими шагами” идут вперед, по мнению художников, не стоит отставать в этом плане и искусству, необходимо производить некий синтез творчества и технологий, чтобы дать более реалистичную картину мира.
Одна из таких мультимедийных выставок прошла в Москве на фабрике “Красный Октябрь” в шоколадном цехе под названием “Проекции реальности”. Многоканальные видеоинсталляции, веб-проекты и интерактивные документальные фильмы - на такой эксперимент решились звезды мировой фотожурналистики. В экспозицию включены проекты более 20 авторов, работающих в формате “новых медиа”, чьи работы получили высокую оценку критиков на фестивалях в США и Европе.
Выставочные залы напоминали большой аквариум - на зрителя, находящегося в центре данной инсталляции, смотрели герои фотографий в постоянном движении, что создавалось впечатление, что время и реальный мир внутри зала остановилось, а вся жизнь героев кипит непосредственно на больших экранах.
Фотожурналист Тодд Хайслер, чьи работы - одни из самых ярких на выставке, вместе с редакцией New York Times устроил особого рода акцию: каждую неделю на сайте газеты появлялась фотоистория об одном из восьми миллионов жителей Нью-Йорка. Проект “Один из 8 миллионов” получил огромное количество наград в области “народной журналистики”. Сам Хайслер - обладатель Пулитцеровской премии (высшей награды за фотоискусство) за серию картин о погибших в Ираке морпехах. Желающие могли на открытии попросить Тодда представить свой проект лично.
Основоположником же мультимедийного искусства, именуемого также концептуальным искусством, является американский художник Джозеф Кошут. Свое видение этого направления он характеризует так: “Искусство - это сила идеи, а не материала”. Самой известной его мультимедийной работой стала композиция “Один и три стула”, созданная в 1965 году. Работа выглядит как стул, фотография этого стула и копия словарной статьи “стул”. Ключевым для понимания работы является тот факт, что на фотографии изображен именно выставленный стул. Таким образом, самотематизирующая работа содержит в себе контекст собственной презентации. Один и три стула - один из наиболее характерных примеров концептуального искусства. Конечно, предпосылки современных мультимедийных проектов в искусстве были заложены и развивались еще до Джозефа Кошута, однако именно с его инсталляции можно вести счет “Рождения современного мультимедийного искусства”. |