|
Ольга Шишанова
В столичном Дворце независимости открылась выставка “Культура и искусство Ирана”, на которой представлено около сотни работ трех мастеров иранского национального искусства: художника-миниатюриста Расула Маджди, художника по искусству каллиграфии Ахмада Ариаманеша и умельца резьбы по дереву - Саида Резаи. В рамках вернисажа состоялся концерт музыкального ансамбля традиционной иранской музыки “Парсаваш” и мастер-классы мастеров прикладного искусства
Сложившееся на основе древних традиций современное иранское средневековое искусство формировалось на протяжении почти восьми тысяч лет, ведь Иран издавна славился богатством своих искусств и ремесел. Достаточно вспомнить великолепную персидскую архитектуру, небесно-голубые изразцы мечетей, великолепные чеканные и расписные сосуды, роскошные орнаменты и миниатюры, украшавшие и стены дворцов, и манускрипты.
Но не только создание миниатюр для рукописей, а также изготовление произведений художественного ремесла было связано с высоким развитием ремесла. Развивалась керамика, производились изделия из металла и ткани, а также ковры.
Тем не менее, как считают многие искусствоведы, в исламском Иране, как и во всех исламских странах, искусство само по себе непрезентабельно, производно и более стилизовано, однако портретная живопись никогда не запрещалась шиитами. Отсюда - расцвет миниатюры, во множестве представленной на выставке.
Нужно сказать, что главными мотивами в иранских миниатюрах являются геометрические формы и изобразительные мотивы (медальоны, различные каллиграфические надписи, растительные орнаменты), а цветочные композиции часто насыщены высокохудожественными изображениями реальных или вымышленных существ.
|
Мастер-класс по трем видам средневекового искусства |
Искусные мастера создавали виртуозные композиции из разнообразных растительных и геометрических узоров, надписей, покрывающих не только листы рукописных книг, но даже стены зданий, изделия прикладного искусства: керамику, ткани, металл. В орнаментальные мотивы трансформировался целый мир зооморфных образов - изображений зверей, птиц, рыб.
Позже появилась знаменитая восточная арабеска - сложный симметричный узор с мерным ритмом, повторяемостью элементов, которые обладали эмоциональной выразительностью. Недаром в древнем Иране бытовало выражение, что орнамент - это музыка для глаз. Это то искусство, которое условно отражало мир действительности, служило зеркалом, в котором грубый облик реальной жизни “исправлялся” по законам идеальной красоты, а носителем была природа - вечно прекрасный мир цветов и растений.
Однако миниатюра все же была основным украшением средневековых рукописных книг.
Дело в том, что расцвет персидской литературы в десятом веке оказал огромное влияние на само развитие рукописной книги и, как следствие, на формирование яркого искусства миниатюры.
При этом, являясь одним из элементов украшения книги, миниатюра должна была сочетаться со стилем письма и общего оформления рукописи. Постепенно, не сразу, были найдены пропорциональные соотношения между миниатюрой и текстом, между отдельными частями оформления книги. Миниатюрный рисунок служил иллюстрацией к литературному сюжету, используя богатые изобразительные средства для передачи образов, созданных поэзией.
Наиболее популярны были иллюстрации к поэмам “Шахнаме” Фирдоуси и “Хамсе” Низами. Именно на них происходит совершенствование мастерства художников, становится иным восприятие миниатюры как иллюстрации, а ее связь с текстом приобретает более опосредованный характер.
Художники не просто переводят сюжет в изображение, следуя за текстом, но пытаются передать смысл и идею произведения.
Немалую помощь в этом им оказывало умение владеть искусством каллиграфии - художественного письма, которое высоко ценилось не только в Иране, но и в других мусульманских странах.
Древние иранцы считали, что “письмо - это половина знания”. Религией освящался не только сам процесс, но и характер письма. Написанное слово получало значение талисмана, а процесс письма превращался в магическое действо.
Известно, что ранние кораны были написаны почерком, получившим название куфи. В дальнейшем сложилась традиционная арабская шестерка почерков с прямолинейными и криволинейными начертаниями букв - ситта. Именно на их основе в Иране были разработаны свои почерковые стили, которые в течение нескольких столетий совершенствовались и отшлифовывались.
Как заметил во время вернисажа мастер каллиграфии Ахмад Ариаманеш: “Отношение к письму как к искусству складывалось на протяжении многих лет и получило отражение в специализированных трактатах, содержащих разнообразный материал о развитии каллиграфии и включающих сведения об искусных мастерах калама и кисти. В одном анонимном трактате по искусству письма XI века было написано, что искусство каллиграфии - это редкий дар. Именно поэтому на каждое поколение приходится только один выдающийся мастер-каллиграф”.
Не случайно, согласно положению “чистота письма - чистота души”, мастеру-переписчику предъявлялись суровые требования аскетизма.
При обучении письму, которое начиналось в раннем возрасте, ученики изучали образцы почерков известных мастеров, тщательно их копируя. И уж совсем особых знаний и навыков требовало изготовление письменных принадлежностей.
Что касается мастерства резьбы по дереву, то из этого материала в Иране изготавливались самые разнообразные предметы: от вещей, необходимых в повседневном обиходе, и декоративных украшений до архитектурных композиций и абстрактных произведений.
Во время вернисажа все желающие могли в этом убедиться, наблюдая за ловкими и почти неуловимыми движениями выпиливания по дереву Саида Резаи, который, по его собственным словам, сколько себя помнит, всегда совершенствовал свое мастерство. Кстати, история этого ремесла в Иране насчитывает порядка тысячи лет.
Как рассказал г-н Резаи, существуют два типа резьбы по дереву - это мелкая неглубокая резьба и крупная глубокая, которые применяются для художественной обработки дерева‚ кости и даже ганча - алебастра.
Работа требует особой точности соблюдения технологии вырезания. Ведь один неверно выставленный параметр может нарушить эстетичность всего элемента. Поэтому высококвалифицированные мастера уделяют этому очень большое внимание.
И, наконец, вернисаж был бы не полным, если бы на нем не оказалось знаменитой керамики “Минаи”. Ведь только в Иране получила развитие эта известная на весь мир техника надглазурной росписи легкоплавкими эмалевыми красками, пусть и применявшаяся сравнительно недолго, всего лишь около двух столетий. Этой росписи присущи яркие, чистые краски, выделяющиеся на светлом фоне - слегка голубоватом или цвета слоновой кости. Контур рисунка обводится черной линией или так называемым мертвым краем.
По существу, данный вид росписи является изящной миниатюрной живописью - только на керамике. Часто в центральном медальоне помещалось изображение всадника или цветка, как, например, на одной из чаш, представленных на вернисаже, композицию которого дополняли орнаментальные мотивы.
Астана |