|
Ольга Шишанова
В столичном Музее современного искусства, который существует более 30 лет, состоялся вернисаж “Новые поступления музея за 20 лет независимости РК” с участием коллекционеров и художников
Впервые музей для широкого доступа был открыт 2 октября 1980 года в честь 25-летия освоения целинных и залежных земель. Первую его коллекцию составили 500 произведений, переданные городу со Всесоюзной выставки “Земля и люди”, проходившей тогда в столице Казахстана Алма-Ате.
За все время существования фонды музея пополнялись произведениями, работами Дирекции художественных выставок и дарственными работами художников и коллекционеров, чья жизнь и творчество были тесно связаны с городом.
В том, что музей сегодня имеет в своем собрании подлинные шедевры искусства российских мастеров, безусловно, в первую очередь большая заслуга первого директора музея, тонкого ценителя прекрасного искусствоведа Валентина Пака.
Именно он собирал по мастерским бывшего Союза те сотни произведений, которые затем стали основой музея, открывшегося в самом центре освоения целинных и залежных земель.
Сегодня коллекция музея насчитывает более четырех тысяч произведений мастеров изобразительного искусства Казахстана, России и стран Содружества. В основе музейной коллекции произведения, являющиеся результатом долгих исследований и глубокого интереса к культурным ценностям: целая портретная галерея знаменитых и простых людей, прекрасные уголки природы, жанровые сценки, натюрморты, философские размышления о жизни.
Как рассказал приглашенный на вернисаж Валентин Пак: “...в 60-х годах прошлого века в Казахстане вовсю шло освоение целинных и залежных земель. Центром этого события был провинциальный Целиноград. Это был подъем не только экономики, но и культуры того времени. Именно сюда, в небольшой областной городок, который сейчас стал роскошной столицей Казахстана - Астаной, в 1961 году по комсомольским путевкам приехали выпускники центральных художественных вузов тогдашнего СССР. Они были из Ленинграда, Киева, Львова, Москвы.
И красной нитью, центральной темой художественных произведений этих молодых, ищущих, талантливых стало отражение реальной жизни тогдашнего целинного Приишимья с его романтикой и героикой, трудностями и радостями. А основным, главным героем, запечатленным на холсте или бумаге, отлитым в бронзе или выточенным из дерева, стал человек труда с его духовным миром - механизатор, доярка, шахтер, строитель или ученый. Наверняка, глядя сегодня на эти произведения, ставшие уже историей, “старая гвардия” художников, конечно же, вспоминает, как они тогда жили, как спорили, любили и творили...
Результат - открытие музея, фонды которого сумели сохранить историю на полотнах и графических листах, который продолжает пополняться, что, несомненно, радует”.
Сегодня, по словам директора музея Нелли Шивриной, пути пополнения коллекции музея самые разные. Так, в течение последних трех лет музеем было приобретено свыше 30 произведений живописи, графики и скульптуры. Много работ подарили художники и коллекционеры.
При этом особую благодарность музей выражает коллекционеру и меценату из США Ричарду Спунеру. Неоднократно ознакомив с помощью ряда вернисажей зрителя со своим собранием картин, Спунер затем преподнес в дар музею четырнадцать произведений казахстанских художников из своей коллекции: как мэтров казахстанского изобразительного искусства - Ж.Шарденова, Е.Тулепбаева, так и современных авангардистов: А.Ноды, А.Тазиева, А.Обедина, В.Люй-Ко и др.
Столь же благородный и поистине патриотический жест в отношении музея сделал алматинский художник и коллекционер Алпысбай Казгулов. Когда в музее прошел вернисаж его работ и работ из его коллекции, то по окончании выставки Казгулов подарил музею десять произведений живописи и графики - графические листы известного казахстанского графика И.Исабаева, живописные полотна А.Эйферта, Л.Леонтьева, Гани Баян и других.
После персональной выставки художника из Астаны Ивана Свитича, чье творчество неразрывно связано с Казахстаном, по окончании выставки им было передано в дар музею 90 изумительных произведений, созданных художником с 1972 по 2004 год. По существу это был результат почти всей творческой жизни художника, а сам подарок - сродни гражданскому подвигу.
Недавняя выставка художника Марата Туксаитова в музее, четвертая по счету, также позволила пополнить запасники храма муз, мастер снова преподнес в дар музею свои работы.
Принимая в дар произведения, для музейщиков всегда важно решить, как формировать коллекцию в целом. Ведь художники находятся постоянно в творческом поиске. Например, Аманжол Аканаев в 80-е годы писал в одном стиле, сейчас его манера совершенно другая, ряд его работ нельзя назвать просто живописью. Но все его произведения современны.
Так коллекция музея позволяет отследить этапы творчества многих художников. Например, образные, колористические, пластические решения Жанатая Шарденова предстоит оценить заново. То же самое можно сказать о творчестве Салихитдина Айтбаева или Дулата Алиева.
Музейные работники гордятся тем, что в фондах нет случайных приобретений, и коллекция музея поистине является гордостью Астаны.
Здесь действительно можно увидеть век минувший, день сегодняшний, и даже представить, каким будет наше будущее.
Астана |