|
Ольга Шишанова
В столичном Музее современного искусства накануне новогодних праздников состоялся необычный вернисаж. Главными героями на нем стали елочные украшения и елочные игрушки, некоторым из них было более полувека. Выставившая на радость посетителям в музее такое сказочное богатство коллекционер и журналист Евгения Мягкова, пожалуй, о каждой из представленных 400 вещицах могла рассказать удивительную новогоднюю сказку
- Евгения, у Вас волшебное хобби - Вы коллекционируете елочные игрушки...
- Свою коллекцию я начала собирать три года назад. И сейчас у меня уже более 1000 игрушек из разных стран мира. Праздник Нового года всегда был, по моему мнению, особым семейным праздником в советское время, ну, конечно, кроме дня рождения. А все остальные были общественно-политическими. Кроме того, у меня и день рождения 1 января. Сколько себя помню, в детстве дома всегда были игрушки.
Так вот, три года назад я зашла в один из детских магазинов и увидела елочный шар с надписью “Жана жылынызбен”. С него все и началось. Я начала собирать елочные игрушки, нашла в закромах свои - те, что остались со времен детства. Стала украшать ими не только елку, но и свой дом. Одна моя подруга даже говорит, что новый год для нее начинается не в ночь с 31 декабря на 1 января, а именно 1 января, когда она приходит ко мне в гости.
У меня ведь все игрушки расположены на потолке, так как у меня домашние животные в доме. Но на потолке все это смотрится даже необычнее и наряднее. Всего вмещается около 200 штук. Плюс украшения на стенах, комоде...
Здесь, на этой выставке, моих собственных, сохраненных игрушек не так много. Игрушек советского времени, моих собственных 1/10 часть всего, что у меня на сегодня есть. То есть изначально у меня было примерно 40-50 игрушек советского времени, сейчас - 500.
А на вернисаже я выставила около 400 игрушек, из которых примерно 300 - крупные, а остальные - малютки. Всего же их у меня, повторю, около 1000 - из России, Германии, причем около 500 созданы в советское время, вторые 500 - после 1991 года. У каждой игрушки свой характер, и часто они сами “указывают”, куда их развесить и как они будут располагаться на ветке ели или в каком-либо другом месте.
- А как собиралась Ваша коллекция?
- Что-то мне привозили друзья или люди, знающие о моем увлечении. Например, так мне подарили яблоки из папье-маше, которые люди привезли с собой на целину, игрушки из Белоруссии. У меня много елочных игрушек в коллекции ручной работы. Иногда я что-то покупаю сама. Кстати, обычно всем при открытии вернисажа дарят цветы, мне же дарили елочные украшения. И в будущем я хочу сделать каталог тех елочных украшений-игрушек, которые у меня есть и которые еще будут появляться.
- Что служит материалом для елочных украшений Вашей коллекции?
- Практически все. Это папье-маше и вата, фарфор, бисер, ткань, металл, полимерная глина, фольга, дерево, стекло, различные виды синтетических материалов.
- А что послужило прообразами новогодних украшений, к которым мы привыкли сейчас?
- Все имеет свою историю, даже елочные украшения. Еще в конце средних веков жители европейских стран стали украшать свои дома к Новому году, а повальная мода на украшения елок появилась в первой половине XVI века. С тех пор украшения мало изменились по своему назначению. “Вифлеемская звезда” на макушке, “яблоки” сегодня - это шары, они олицетворяли библейский “запретный плод”, горящие свечи - это всевозможные современные электрогирлянды. Кроме того, в средние века на ветки новогоднего дерева обязательно вешались фигурки из вафель - как прообраз пресных хлебцев, которые употреблялись при обряде причастия. Любопытно, что до середины XVIII века украшения были исключительно съедобными. К вышеописанным предметам добавлялись орехи, сладости и фрукты.
Золотистыми еловыми шишками, пустыми скорлупками, покрытыми латунью, бумажными цветами, звездочками и бабочками из фольги и даже елочными феями украшать елки стали уже гораздо позже.
- Получается, что известные елочные шары - это самые старые украшения?
- Не совсем. Одни из самых любимых символов Нового года - елочные шары - впервые появились в Тюрингии в 1848 году, в местечке под названием Лауша. Были они из прозрачного или цветного стекла, покрытого свинцом внутри и блестками сверху. Позже изнутри их стали покрывать слоем нитрата серебра. Но стекло через некоторое время вытеснили фигурки из картона, особенно популярными стали игрушки с золотым и серебристым тиснением и раскрашенные от руки. Еще позже на елке нашли свое место деревянные украшения, а стекло заменила пластмасса.
Но всегда на любой елке были игрушки ручной работы. Например, в 30-х годах ХХ века пользовались спросом фигурки из ваты на пионерскую и военную тематику. А так как в то время все шире распространялась идея дружбы народов, то и мода на игрушечных негров, китаянок, индусов и т.п. также не заставила себя долго ждать. Кстати, на моей выставке вы можете их найти.
- Неужели по елочным игрушкам и украшениям можно отследить историю?
- Конечно! Было время, когда елочные ветви мощно атаковали и оккупировали буденовцы, красноармейцы, женщины в красных косынках. Чуть позже сквозь хвою стала проглядываться сказочная тематика: появились такие персонажи, как Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит.
В 40-х делали елочные шары из перегоревших лампочек: их разрисовывали или приклеивали к ним бумажные вырезанные изображения. Время тогда было такое - тяжелое. Но все равно люди ухитрялись создавать настоящий праздник. Из шишек делали гномиков, Дед Морозов и Снегурочек. А на макушку елки надевали серп и молот или пятиконечную звезду.
В начале 1950-х производились игрушки в виде фруктов, ягод, овощей и разных зверушек. В тот же период появились стеклянные бусы, которые я очень люблю. В 1960-е годы вешали царицу полей - початок кукурузы, снопы пшеницы и игрушки-спутники, космонавты, ракеты.
- Почему завершающим аккордом на витрины, где расположились елочные игрушки, Вы разместили детские игрушки?
- Там нет случайных игрушек. Каждая что-то собой олицетворяет. Например, витрину с деревянными игрушками венчает Щелкунчик, витрину с тряпичными елочными украшениями - заяц. А камертоном выставки, пусть даже заключительным аккордом, я создала картину “Ангелы Рождества над городом”. Потому что я полагаю - неважно, куда приходит праздник. Неважно, что это за город, что это за страна, главное - ангелы на картине сообщают всем, что скоро Рождество и Новый год, самые, пожалуй, любимые праздники и для детей, и для взрослых.
Астана |