|
Ольга Шишанова В столичной галерее искусств “Хас Санат” открывается выставка легендарных художниц из Японии Токо Шинода и Норико Саито. Первая из них, которой в прошлом году исполнилось 104 года, является единственным человеком в Японии, чей портрет прижизненно увековечен в почтовых марках. Вторая - обладатель Гран-при XII международной графической биеннале “Сухая игла”, наиболее важной международной выставки, посвященной графике
Токо Шинода, которая родилась в 1913 году, работает в технике “сумиэ”, соединяя в своем творчестве традиционную каллиграфию и абстрактный экспрессионизм. Ее дядя был официальным художником 122-го императора Японии Мэйдзи. Первая персональная выставка Шиноды состоялась 81 год назад (!) в Токио, а в 1956 году она впервые приехала в Нью-Йорк уже как художник, имеющий мировую известность. Следующее десятилетие художница разрывалась между Токио и Нью-Йорком, потрясаемым бумом абстрактного экспрессионизма. Она открывала персональные выставки в США и Европе, ее работы по сей день продаются в галерее Бетти Парсонс, покровительницы абстрактных экспрессионистов, работавшей в числе прочих с Джексоном Поллоком, Марком Ротко и Джаспером Джонсом.
Нынешние работы Токо - это картины и литографии: печатная графика, дополненная авторскими мазками. Специально для выставки создали живописные работы на рисовой бумаге с покрытием из серебряной фольги. Интересно, что в прошлом художница занималась только литографией. Это способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы камня на бумагу. На каменную пластину наносится краска, которая отпечатывается на листе, и художник имеет возможность делать до 50 копий с одной пластины. Однако на каждую из копий Шинода наносила индивидуальный штрих. Именно за счет этих штрихов каждый из ее графических листов уникален. Но художница перестала создавать литографию в 2007 году, преимущественно занявшись живописью. Любопытно, что ее работы стоили от шести тысяч долларов и выше. Скорее всего, за счет того, что выполняются они довольно необычным способом. Так, одно из ее произведений “Драма” Шинода исполнила в состоянии полумедитации, когда художница одним точным размеренным жестом сделала штрих кистью. К слову, она работает в классической традиционной японской технике “сумиэ”, о которой было сказано выше, но использует не обычные краски, а древние чернильные камни. Ее фирменный красный цвет - это настоящий чернильный камень времен династии Минь, которому более четырехсот лет. У Токо Шиноды нет последователей, и она категорически против их обучения. Ее работы, по ее словам, говорят больше, чем она сама может сказать. Это распространяется даже в общении с персонами японской королевской семьи. Однажды одну ее выставку, в честь открытия японского банка, посетил сам император Японии. И когда он изъявил желание, чтобы Тока Шинода провела его по выставке и рассказала о своих работах, то в ответ услышал, что ее работы и без того говорят сами за себя.
На выставке также представлены работы более молодой японской художницы Норико Саито. Она работает в жанре печатной графики в технике “сухой иглы”. Это техника гравирования на металле, основанная на процарапывании острием твердой иглы штрихов на поверхности металлической доски. Через цинковую пластину и остро заточенное перо выцарапывается рисунок, и часть картины окрашивается. При технике “сухой иглы” на металле остаются заусенцы, которые дают эффект махровой мягкости. Благодаря тому, что углубление рельефа достигается механическим, а не химическим воздействием на металл, сухая игла внешне сближается с изображениями резцовой гравюрой. Однако штрих, нанесенный сухой иглой, - красивый, сочный и бархатистый, резко отличается и от травленого штриха, и от штриха, сделанного резцом. Нередко эта манера рассматривается как самостоятельный вид гравюры на металле, но принадлежность ее к технике офорта несомненна. Линия в сухой игле имеет очень характерную расплывчатость, как в акварели “по мокрому”. Частая штриховка с высокими заусенцами вообще создает на оттиске кляксы, что с успехом использует мастерица Норико в своих работах, в творчестве которой главную роль играет изображение солнца и его символов. Это художница, которая, по словам арт-критиков, давно обрела свой неповторимый стиль как в живописи, так и в графике. Именно жизнерадостная и энергичная натура позволяет ей с легкостью переносить свои эмоции на листы бумаги. Ее произведения, говорят искусствоведы, транслируют extra dose of happiness - таинственную веселую субстанцию, которую ощущаешь с первых минут общения с ними. Не случайно творчество Норико отмечено призами на выставках в Японии, Таиланде, Норвегии, Польше, Словакии и Испании. Кроме того, Норико стремится к спонтанности каллиграфии, которую успешно соединяет с новыми экспрессивными техниками, подхватывая веяния от Токо. Главное оружие которой - йохаку, то есть концепция пустого пространства. И она безупречно располагает в нем все элементы композиции не в трех, как можно было бы ожидать, а всего лишь в двух измерениях, редко перенося их в третье - только когда ее работы включают в себя архитектурные элементы.
Астана |