|
Ольга Шишанова Мужчины и женщины всегда считались по отношению друг к другу существами с другой планеты, и все, что создано на сегодняшний день в искусстве, - так или иначе вращается вокруг их взаимоотношений. Но сколько бы ни говорили и ни писали по этому поводу, очевиден тот факт, что на глубинном уровне мужчины и женщины не только всегда будут по-разному реагировать на изменения во внешнем мире, воспринимать мир и бороться со стрессом, но и проявлять себя совершенно по-разному в этом самом искусстве
Во-первых, все социологи твердо убеждены в том, что мужчины и женщины абсолютно по-разному воспринимают произведения искусства. Женщины предпочитают абстрактную живопись, мужчины - более реалистичные портретные изображения или пейзаж. Конечно, встречаются исключения, когда мужчины, скажем, без ума от творчества экспрессионистов, но это, пожалуй, говорит о том, что на уровне подсознания такие джентльмены способны излучать в каком-то роде женскую энергию. А значит, когда дело касается билетов в театр или приобретения старинного полотна, представители обоих полов выбирают обычно что-то совсем противоположное. Например, представителям сильного пола, по большому счету, важен антураж произведения - из чего сделана рама картины, в каком месте и за какие деньги снимали тот или иной фильм. То есть бренд изделия, которым можно было бы похвалиться. В то время как женщин впечатляет само творение, и при этом зачастую даме не важно, известен художник или нет, насколько дорого обойдется приобретение того или иного произведения, главное - ей нравится, и точка. Искусствоведы говорят, что такой тип восприятия формируется на подсознании - мужчины все-таки охотники, им важно поймать крупного зверя, а женщина готова искать, возиться и взращивать что-то маленькое, но дорогое для нее. Более того, существует общепринятое мнение, что по природе своей мужчины - это воины, женщины же более мягкие существа. А любое проявление в искусстве требует сердечности, нежности, в общем, всего того, что характерно для женщины. Тогда как мужчинам якобы все-таки привлекательнее бой барабанов, военный клич, тяжелый ритм. С другой стороны, сегодня можно запросто назвать мужчин, которые, несомненно, талантливы в искусстве, - это скрипачи, музыканты, актеры. Но все-таки когда произносят имена великих режиссеров, среди них нет имен женских. А все, потому, что режиссер - это диктатор. Он всегда видит нечто такое, что ему приходится выжимать из актеров, при этом, что называется, диктовать свою волю. А женщины и изнутри, и по сути своей все-таки больше актрисы, потому что тут уже вступает в игру чувственное, эмоциональное восприятие, нега, игра страстей. Однако есть много прекрасных актеров-мужчин. Ведь мужчины, как и женщины, очень разные, и сегодня, в современном мире, особенно. Если раньше мужчинам в обязанность вменялось работать, кормить семью, то сейчас многое поменялось. И даже мужчины, которые жили сто, двести, триста лет тому назад, - все они были каждый раз разные. Но стержень присущей им природы никогда не проходил и никуда не уходил. Он все равно оставался, другой вопрос, что где-то он был ослаблен, где-то совсем слабенький - с преобладанием в большей степени женского начала. Точно так же, как у женщин, в которых порой мужского начала встречалось больше, хотя природу все равно не обманешь. Интересное смешение этих начал происходило в кукольном театре. Достаточно вспомнить великого Сергея Образцова, в котором удачно сплелось режиссерское начало диктатора и проявление художника. Но именно эта гармония двух начал позволила создать ему шедевральные произведения, прослыв при этом одним из лучших режиссеров своего времени. Третий момент заключается в том, что если обычно считалось, что лучшими хирургами, педагогами, портными или парикмахерами были мужчины, и эта тенденция особенно в отношении педагогов проявлялась ярко в послевоенном обществе, то, по мнению того же большинства, талант, данный Всевышним актеру или актрисе, был равноправен в своем выражении. Например, по мнению директора столичного Государственного академического русского театра драмы имени Горького Еркина Касенова, обычно ярко это проявляется в спектакле, где присутствует лидер, который “вытаскивает” игру на себе. И тут главное - харизма, образование, возможности, талант, при этом не важно, будет ли это мужчина-актер или актриса-женщина. В то время как в кино, так и в театре женщин-режиссеров можно пересчитать по пальцам не только в Казахстане, но и в России, и в дальнем зарубежье. “Режиссер - это организатор, у него должна быть харизма, ему должны верить, он должен убедить артиста в создаваемом образе. Поэтому такие черты характера, как жесткость, строгость, твердость, в режиссере только приветствуются”, - говорит Касенов.

То же самое - в живописи. В качестве примера можно назвать Фриду Калло и Диего Ривьеру. В их отношениях сполна присутствовали любовь, страсть, соперничество, измены, творчество - все переплелось не только бурно, но даже трагически. Однако, убеждены искусствоведы, если бы не столь многообразные взаимоотношения, вряд ли кто-то из них по отдельности создал бы нечто достойное мирового искусства. И таких примеров множество - достаточно вспомнить Ахматову и Гумилева, Ахмадулину и Евтушенко, Дали и Галу. Касаясь хореографии и балетного искусства, где, казалось, феминное и маскулинное сталкиваются непосредственно, то, обобщая, можно заметить, что все равно образ женщины в балете - это Офелия, а мужское воплощение - это Спартак. В своих крайних, трагических и прекрасных выражениях - и в графическом исполнении, и в физике, и в танцевальных движениях. Ну а в музыке, если не брать вокальное искусство, будем честны, женщин-композиторов просто единицы. И пример исключения - неподражаемая Софья Губайдуллина, которая пишет не классическую музыку, а совершенно иные мелодии, созданные по совершенно иной концепции, что только подчеркивает это правило.
Астана
|