|
Серик Ибраев
Организаторы “Тур де Франс” официально объявили о том, что “Астана” не примет участия в самой популярной гонке мира. Причина - допинговые скандалы. Лидер Народной партии Испании Мариано Раджой, чей земляк победитель “Тур де Франс-2007” Альберто Контадор перешел в межсезонье в казахстанскую велогруппу, призвал президента Франции Николя Саркози оказать давление на устроителей “Большой петли” с тем, чтобы они все-таки допустили “Астану” и Контадора к соревнованию. О реакции Саркози на этот призыв на момент подготовки материала ничего не было известно. Однако какие-либо уступки со стороны организаторов “Большой петли” даже президенту Франции маловероятны.
Ранее отказались приглашать “Астану” устроители “Джиро Д’Италия”. Таким образом, “Астана” не выступит в двух гранд-турах из трех. Причем участие в последней большой гонке сезона, испанской “Вуэльте”, осенью также под вопросом. Амбициозный проект “Астана” провалился.
“НП” попыталось разобраться в причинах этого провала
Новость о том, что “Астану” исключили из “Тур де Франс”, появилась в мировых СМИ в конце минувшей недели. Собственник “Тур де Франс” компания Amaury Sport Organisation (ASO) объявила о том, что решила не приглашать “Астану” на гонку. В пресс-релизе ASO сказано, что причина этого - допинг-скандалы “Астаны” за последние два года. Напомним, что только в прошлом году четыре гонщика “Астаны” - Александр Винокуров, Андрей Кашечкин, Маттиас Кесслер, Эдди Маццолени - оказались замешаны в допинг-скандалах. Даже для велоспорта, с которым допинг всегда идет бок о бок, это слишком много.
“Эта команда нанесла серьезный удар по “Тур де Франс” и велоспорту в целом. “Астана” не оправдала доверия”, - говорится в пресс-релизе.
Как известно, “Астана” создавалась именно для победы на “Тур де Франс”. По замыслу руководителей казахстанской велогруппы, которую, кстати, спонсируют нацкомпании, “Астана” должна была стать символом молодого экономически развивающегося государства и его столицы. Теперь же само существование “Астаны” под большим вопросом.
Команда для Винокурова
|
Альберто Контадор не сможет защитить титул победителя “Тур де Франс” |
Идея создать собственную казахстанскую велосипедную команду витала в воздухе с конца 90-х прошлого столетия. В то время казахстанские гонщики в европейских клубах начали играть не последние роли, и “если всех собрать, получилась бы хорошая команда”, говорили сами гонщики и специалисты. Однако долгое время разговоры оставались только разговорами.
Успехи сильнейшего гонщика страны Александра Винокурова, его известность и популярность в Европе сделали идею для многих очень привлекательной. Тем более, сам Александр активно ее продвигал и встречался по этому поводу с президентом Федерации велоспорта Казахстана Даниалом Ахметовым, возглавлявшим тогда правительство.
В результате было решено на базе европейской команды - под одной крышей - собрать наших гонщиков. Так несколько казахстанцев подписали контракты с испанской велогруппой “Либерти Сегурос”, среди которых были Александр Винокуров и Андрей Кашечкин. Журналисты стали называть “Либерти Сегурос” казахстанской командой. Кстати, в то время за “Либерти” выступал нынешний лидер “Астаны” Альберто Контадор.
Однако планам не суждено было воплотиться. “Либерти Сегурос” и ее менеджер Маноло Саенс оказались по уши замешаны в допинг-скандалах.
В 2006 году “Либерти Сегурос” исключили из участников “Тур де Франс”. Впрочем, этот удар наши парни перенесли сравнительно легко. Тогда было решено создать абсолютно новую команду - казахстанскую. Так появилась “Астана”.
Как известно, в прошлогодней “Тур де Франс” допинг-проба лидера “Астаны” Александра Винокурова дала положительный результат. Другой лидер “Астаны” - Андрей Кашечкин - также оказался обвинен в употреблении запрещенных препаратов. “Астана” вновь оказалась на грани развала. Второй блин тоже получился комом.
И тогда было принято решение пригласить новых гонщиков и сделать новую “Астану” - без Винокурова и Кашечкина. Так “Астана” обновила состав, пригласив сильнейших гонщиков мира - Альберто Контадора и Лефи Лейфеймера, и самого успешного менеджера - бывшего шефа американской “Дискавери” Йохана Брюнеля, который семь раз выигрывал “Большую петлю” с Лэнсом Армстронгом и один раз с Альберто Контадором. Но и это не помогло! В этом сезоне “Астана” пропустит практически все популярные гонки, такие как “Париж - Ницца”, “Милан - Сан-Ремо”, “Тиррано Адриатико”, “Париж - Руббе”, “Льеж - Бастон - Льеж”, и это не считая “Тур де Франс” и “Джиро”! За что же так взъелись организаторы больших гонок на команду “Астана”?
“Астана” потеряла доверие
“Тур де Франс” и “Джиро” - это коммерческие проекты, которые приносят миллионы долларов прибыли.
В последние годы наметились очень тревожные тенденции для устроителей гранд-туров. Некоторые европейские телеканалы вдруг отказались покупать права на трансляции гонок, спонсоры стали уходить из велоспорта, команды начали расформировываться.
Так покинул велоспорт многолетний игрок на этом поле - немецкая компания “Т-Мобайл”. На прошлогодней “Тур де Франс” один из немецких телеканалов после допинг-скандалов свернул свою работу, не дожидаясь окончания гонки. В итоге из-за этих и множества других моментов организаторы гранд-туров стали терять спонсоров и, значит, деньги. И старая-новая “Астана” со своими проблемами пришлась очень даже некстати для директоров гонок.
К тому же новый лидер “Астаны”, победитель “Тур де Франс-2007” Альберто Контадор был в списках доктора Фуэнтеса, у которого были обнаружены пакеты с замороженной кровью для переливания, а Национальный олимпийский комитет Италии недавно официально объявил о возобновлении дела Фуэнтеса и о том, что Контадор находится под подозрением.
- Мы помним, что произошло с “Либерти Сегурос” в 2006 году, - говорит директор “Тур де Франс” Кристиан Прюдомм. - На обломках “Либерти” была создана “Астана”, руководители которой заверяли, что ничего общего с “Либерти” не имеют. Затем пришел 2007 год, но все осталось по-прежнему. Мы больше не доверяем “Астане”.
Что касается Федерации велоспорта Казахстана, то ее чиновники не устают повторять о вселенском заговоре против “Астаны”.
- Я считаю, что вся ситуация с “Астаной” - больше политический вопрос, нежели спортивный. Велоспортом управляет не Международная федерация велоспорта, а директора крупнейших гонок, - говорит вице-президент Федерации велоспорта Николай Проскурин в интервью одному из спортивных сайтов. - Посмотрите, они уже сами решают, допускать или не допускать к гонкам те или иные команды. А ведь это элита велоспорта.
- Сейчас многие команды стали понимать, что если они не объединятся, то с ними будут делать, что захотят, - продолжает Проскурин. - В итоге девять клубов могут подписать соглашение, что если какую-либо из команд не допустят к гонке, они будут бойкотировать соревнование!
А вот что сказал по этому поводу менеджер “Астаны” Йохан Брюнель.
- Мы истратили 460 тысяч евро на антидопинговые меры. Что мы можем сделать еще? - говорит Брюнель. - Мы не сможем ничего доказать через суд, мы будем доказывать, что достойны выступать в гранд-турах на других гонках. |