|
Нехватка высококвалифицированных тренеров, проблемы студенческого спорта, судейский беспредел... Об этом и многом другом в своем материале рассказывает мастер спорта СССР, доцент Казахской академии туризма и спорта Бек Хадишин
На всю жизнь в памяти каждого юноши останется посвящение в студенты, годы учебы, работа в строительных отрядах и, конечно, участие в различных спортивных мероприятиях - массовых кроссах, внутрифакультетских и внутривузовских соревнованиях. Следует отметить, что практически во всех странах организаторы перед началом всемирных отборочных соревнований, коими являются всемирная универсиада, чемпионат мира, учитывают массовость и качество. Создается впечатление, что мы, молодая страна, изучаем зарубежный опыт, чтобы ничего хорошего из него не заимствовать.
При организации студенческой универсиады необходимо из 12 областей, отдельно от Алматы и Астаны oтобрать 14 полноценных команд и проводить сборы где-то в сентябре или октябре, но не тогда, когда идет летняя экзаменационная сессия.
Физическая культура является частью общей культуры. Мы немало говорим о том, что современный специалист (выпускник вуза) должен отличаться не только высоким уровнем профессиональной подготовки, но и хорошим здоровьем. Нас удивляет одно обстоятельство: на каком основании выданы лицензии 23 вузам для подготовки студентов по специальности “Физическая культура и спорт”? Подавляющее большинство из них не имеют спортивной базы, литературы для обучения не только на казахском, но даже на русском языках.
Наивысший период развития физической культуры личности - это жизненный цикл от 17 до 25 лет. В это время молодые люди завершают среднее специальное или высшее образование. Преимущественно это возраст выбора профессии, начала производственной деятельности, становления семейной жизни. Студенческий период, по существу, последняя возможность получения минимума знаний, умений и навыков по физической культуре и спорту в рамках государственной системы образования. Готова ли молодежь правильно распорядиться тем багажом знаний и умений, которые ей дала система физического воспитания? Все ли сделано на последнем, студенческом “участке” преподавателями, тренерами, организаторами массовой физкультурно-оздоровительной работы, чтобы молодежь сохранила спортивный дух и стремление к физическому самосовершенствованию на всю жизнь? Вопросы не праздные.
Мы не вправе забывать, что наше общество все еще проходит через социальный и нравственный кризисы, деформирующие подлинную суть отношений государства и человека.
Отступление от главной идеи образования - формирование всесторонне развитой личности - извратило сущность многих педагогических процессов, в том числе и физического воспитания. Командно-строевые методы, доминирующие на занятиях по физическому воспитанию в учебных заведениях всех типов, привели к потере мотивации учащейся молодежи.
Яркий пример безответственности. В конце 2006 года сборная команда Казахстана (мужская, женская) перед началом международного турнира по борьбе дзюдо проводила учебно-тренировочный сбор в спорткомплексе “Даулет” на 2 татами. Тренировки проходили в таком плане - построились, равняйсь, смирно, побежали вокруг татами и т.п. И это тренировка сборной команды республики?! Тут же, рядом на ковре, проводит тренировку с юношами по совершенствованию технико-тактического мастерства по греко-римской борьбе великий в прошлом борец Казбек Карамуллин (ему 68 лет!) по принципу “делай как я”. Разница - как небо и земля. После окончания турнира СМИ в полный голос расхваливали наших дзюдоистов за 22 завоеванные медали. Но турнир-то был слаб, за два дня ни одного болевого приема, удержания, удушающего или хотя бы сбивания, а это ведь основные приемы дзюдо (основоположники дзюдо, японцы, вовсе выставили студентов университета из провинциального г. Фукуока). Обидно за отечество, когда судьи засуживают студентов. Причем у нас, что не судья, так это судья международной категории и каждый второй - заслуженный тренер РК. На студенческой универсиаде много “левых” выступают за другие вузы. Очки любой ценой. Это, конечно, нелепость. |