|
Серик Ибраев
Спортивное руководство Казахстана увеличило премиальные за олимпийские медали в 2,5 раза. Об этом на прошлой неделе заявил руководитель Дирекции штатных национальных команд и спортивного резерва Ельсияр Канагатов на брифинге для журналистов.
Однако государство наверняка не проиграет от такого решения - медалистов на предстоящей Олимпиаде в Пекине у Казахстана можно будет сосчитать на пальцах одной руки. При этом денег на спорт в стране тратится с каждым годом все больше
Постановление правительства Казахстана о повышении премиальных сумм за олимпийские медали увидело свет осенью прошлого года - “НП” сообщало об этом. Однако спортивные чиновники заявили об этом громко на всю страну лишь на прошлой неделе. Этому нашлось простое объяснение. Как нам сказали в Национальном олимпийском комитете, “время пришло - до Олимпиады рукой подать”.
По новым таксам за золотые медали Олимпиады в Пекине наши атлеты заработают по 250 тысяч долларов, за серебряные награды - по 150 тысяч, а бронза оценивается в 75 тысяч долларов.
Ранее за выигрыш олимпийского золота казахстанец зарабатывал 100 тысяч долларов, серебра - 50 тысяч и за бронзу полагалось 30 тысяч долларов США. То есть премиальные за олимпийские награды были повышены в 2,5 раза, и теперь это самые большие призовые во всем бывшем Советском Союзе! Для сравнения: в России обладатель золотой медали получит только 50 тысяч долларов, премиальные за второе и третье места - соответственно 20 и 10 тысяч.
Но в России рассчитывают на участие 400 спортсменов, которые смогут завоевать более 30 золотых наград.
Казахстанские спортивные чиновники вздохнут с облегчением, если кто-либо из наших атлетов принесет в копилку хотя бы одну золотую медаль.
- Честно говоря, с опаской ждем предстоящие Игры в Пекине, - делится с нами один из чиновников Дирекции штатных национальных команд. - Психологически готовимся к тому, что можем остаться без золотой награды. На чемпионатах мира по всем видам спорта на счету Казахстана только одна золотая медаль в боксе Серика Сапиева. Ни борцы, ни штангисты, ни легкоатлеты не смогли подняться на высшую ступень пьедестала почета, а ведь на Олимпиаде конкуренция в несколько раз выше!
Кто, где, когда
На сегодня у сборной Казахстана 67 олимпийских лицензий в 14 видах спорта: легкая атлетика (12 лицензий), плавание (4), стрельба (6), современное пятиборье (2), стрельба из лука (1), гандбол (14), греко-римская борьба (4), вольная борьба (5), художественная гимнастика (1), тяжелая атлетика (9), велоспорт (2), настольный теннис (1), бокс (4), таеквондо (2).
Надо отметить, что в боксе лицензии именные - кто их добыл, тот и примет участие в олимпийском турнире. В остальных видах спорта лицензии завоевываются на страну. Например, в сборной Казахстана по пулевой стрельбе одну из путевок в Пекин выиграла Зауреш Байбусинова, но кто выступит на Играх, будет решать штаб команды.
Под вопросом участие в Олимпийских играх и женской сборной Казахстана по гандболу. Как известно, Международная федерация гандбола настаивает на переигровке олимпийских отборочных турниров в Алматы, где наша команда завоевала лицензию, и в Дохе, где проходил мужской турнир. Азиатская федерация гандбола против этого решения, и сейчас между федерациями разразилась настоящая война. Впрочем, при любом исходе дела гандболисткам Казахстана в распределении олимпийских наград участвовать не по силам.
Как сообщили нам в Национальном олимпийском комитете страны, помимо 67 лицензий планируется завоевать еще 30-35. Всего в активе Казахстана будет 100-110 путевок. Однако в этом случае количество не переходит в качество.
- Только 15 спортсменам, скорее всего, удастся занять с первого по шестое места в Пекине. Но даже если нашим спортсменам удастся войти в пятидесятку сильнейших сборных или хотя бы в сотню, то это заслуживает уважения, - говорит министр спорта Темирхан Досмухамбетов.
При этом министр спорта не указал, что даже в самом медаленосном виде спорта - боксе - у казахстанской команды большие проблемы.
Боксеры промахнулись
На последнем чемпионате мира наши боксеры выиграли только 4 путевки, и лишь единственное золото Серика Сапиева спасло тренеров, которые, кстати, после мирового первенства раздавали направо-налево оптимистичные интервью, от полного провала.
Но дело не только в понижении мастерства казахстанских боксеров. Бокс считается одним из самых коррумпированных видов спорта в олимпийской программе. И если раньше казахстанцы “выезжали” за счет личных связей Бекета Махмутова - бывшего вице-президента Международной любительской федерации бокса, - то в Пекине наших боксеров защитить будет некому. Есть большая вероятность того, что Казахстан на предстоящем олимпийском турнире боксеров впервые в истории вообще останется без золота. Напомним, что на Олимпиаде 1996 года золото в копилку сборной Казахстана принес боксер Василий Жиров, на Играх в Сиднее Бекзат Саттарханов и Ермахан Ибраимов, в Афинах золотую медаль завоевал боксер Бахтияр Артаев.
В велоспорте, где мы всегда выставляли боеспособную команду, в Пекине Казахстан будет представлен лишь двумя гонщиками. В отсутствии дисквалифицированных за допинг Александра Винокурова и Андрея Кашечкина представлять Казахстан достойно на Играх будет некому.
В других видах спорта - даже тех, где у Казахстана были на Олимпиаде в Афинах четыре года назад призовые места, - какого-то прогресса тоже не наблюдается. В то же время виден спад в видах, в которых прежде надеялись на медали, - в спортивной и художественной гимнастике, триатлоне...
Кроме того, Казахстану в Пекине следует ждать новых допинговых разоблачений. Казахстанская антидопинговая лаборатория, созданная несколько лет назад, явно не отвечает современным требованиям.
Да и вообще отношение самих спортивных чиновников к допингу непонятное. На словах они вроде против допинга - все-таки олимпийскую хартию подписывали, на деле - в Казахстане с распростертыми объятиями приняли на работу главного тренера сборной Казахстана по тяжелой атлетике, дисквалифицированного за допинг турецкого специалиста Энвера Туркелери. Дело дошло до курьеза. Туркелери на одном из турниров выводил сборную Казахстана на парад открытия... будучи дисквалифицированным Азиатской федерацией тяжелой атлетики за то, что его прославленные ученики систематически употребляли запрещенные препараты.
|
Казахстан в Пекине может остаться без золотой медали |
Не до Пекина
На первой для Казахстана исторической Олимпиаде 1996 года в Атланте сборная Казахстана завоевала три золотых медали (боксер Василий Жиров, пятиборец Александр Парыгин, борец греко-римского стиля Юрий Мельниченко).
На Олимпиаде в Сиднее в копилке Казахстана также было три золота - легкоатлетка Ольга Шишигина, боксеры Бекзат Саттарханов и Ермахан Ибраимов.
В Афинах-2004 на счету Казахстана была только одна золотая медаль, которую добыл боксер Бахтияр Артаев.
Картина получается парадоксальная: денег на спорт с каждым годом тратится все больше, но это никак не сказывается на результатах наших атлетов на мировой арене. Более того, они ухудшаются.
Судите сами. В 2000-м бюджет агентства по туризму и спорту составил 1 миллиард 200 миллионов тенге. В 2004-м он увеличился до трех миллиардов. В 2005-м расходы составили 7 миллиардов 500 миллионов. В 2006-м было выделено 15,5 миллиарда тенге, а в 2007 году на 42 процента больше, чем в 2006 году! А ведь есть еще статьи и в областных бюджетах, по которым различным региональным комитетам и департаментам по туризму и спорту выделяется от половины до полутора миллиардов тенге.
- Мы перестали всерьез работать с молодежью, с резервом, - считает один из руководителей Дирекции штатных национальных команд. - Россия, например, 50 процентов из того, что получает из федерального бюджета, выделяет на подготовку спортивного резерва и только 25 процентов - на спорт высших достижений и массовый спорт. Поэтому их спортсмены продолжают добиваться успеха, несмотря на отток специалистов в Австралию, Америку, Китай и другие страны. В Казахстане же наблюдается серьезный дефицит тренерских кадров, да и организация спорта в целом хромает. Вот мы, например, чиновники Дирекции переехали в Астану, потому что нам обещали квартиры, но ничего так и не дали, поэтому вернемся снова в Алматы. Не до Пекина нам. |