|
Анна Шелепова
Маленьким мальчиком он встал к теннисному столу практически от безысходности: папа - заслуженный тренер Казахстана по настольному теннису Владимир Переверзев все время брал сына с собой в спортзал... В те времена, будучи ребенком, Дмитрий Переверзев даже не мог предположить, что уже в скором времени получит титул мастера спорта СССР, а впоследствии будет выступать за клубы Европы и останется жить и работать сначала в Польше на 14 лет, а позже, уже в качестве тренера, переедет в Объединенные Арабские Эмираты и Кувейт, где трудится и по сей день
Сразу хочу признаться читателям, что когда-то и автор этих строк профессионально играл в настольный теннис и тренером моим был, увы, ныне покойный Владимир Иванович Переверзев. Огонь и азарт в глазах тренера заставляли бороться за каждый мяч на лигах, турнирах, соревнованиях... “Молоток!” - кричал он из-за бортика своему ученику, когда тот выигрывал розыгрыш... И не менее эмоционально переживал, когда очко уходило сопернику.
Владимир Иванович вырастил не одно поколение сильных игроков, а также сумел привить любовь к спорту своим детям - Дмитрию, Александру, Андрею и Елене Переверзевым.
Сегодня Дмитрий - редкий гость в Казахстане. Последние 18 лет он живет и занимается спортом за рубежом. Мы встретились с мастером спорта страны, которой уже нет, чтобы вспомнить светлые времена “совка” и поговорить о дне сегодняшнем, а также почтить память В. Переверзева.
- Дмитрий, как Вы попали в большой спорт?
- На сто процентов благодаря отцу. С 2-3 лет, когда отец забирал меня из детского сада, брал меня с собой на Центральный стадион, и от безысходности я взял ракетку в руки. Крутился с отцом в зале центрального стадиона в подъезде №11. Настоящий интерес проявился со временем. В шесть лет первый раз меня поставили к столу, тогда я был сам чуть выше теннисного стола...
- Вы помните свои первые профессиональные достижения?
- Я считаю, что успех пришел в раннем возрасте. Когда мне было 9 лет, меня взяли на первые всесоюзные соревнования в Ригу. Нас было 18 человек. Все играли по кругу, то есть друг с другом, и я запомнил две цифры - девять лет и девятое место - идеально по середине таблицы.
- Вашим тренером оставался отец?
- Сначала я тренировался под руководством отца. Потом пришел знаковый человек для настольного тенниса Анатолий Харитонович Ицкевич. Он взял в свои руки алматинскую команду. И я начал выезжать на соревнования под его опекой. Но с отцом контакт не терял.
- Насколько сложно было заработать титул мастера спорта СССР?
- В течение года спортсмену необходимо было набрать баллы, то есть встретиться с определенным количеством людей, чтобы заработать 5 баллов.
Составлялся рейтинг из первых 50 игроков Союза. Первые 25 в этом списке давали полновесный балл на мастера спорта. Те, кто стоял с 25-го места по 50-е - давали по полбалла. Из пяти баллов должно было быть два полновесных, а остальные можно было набирать по половинкам.
Нужно было искать турниры, где выступают игроки, участвовать и побеждать. Если в течение года не удавалось набрать пять балов, то на следующий сезон результат аннулировался.
Я получил разряд в 1980 году и, как я думаю, был самым молодым мастером спорта в Казахстане. Мне исполнилось 14 лет.
- Нарисуйте словесный портрет игрока того времени.
- Плеяда игроков была прекрасная. Наши спортсмены могли спорить на равных с игроками России, Украины, Армении - Айбол Токпанов, Алик Кузьмин, Александр Перевалов, один из самых талантливейших, увы, ныне покойный Алик Маловичко, Введенский, мой отец, Стебаков, Айман Успанова, Алия Серикбаева, Сергей Терлицкий, Камалдин Полванов, Алмас Бекботаев, Юрий Ермолаев и другие. Конечно, не стоит забывать о спортсменах из Караганды - Флера Хасанова, Татьяна Медведева, Анжелика Тян, Вадим Крылов, Дмитрий Абраменко, Александр Дубаневич и многие другие. Они все играли в Союзе на высоком уровне благодаря трудолюбию, самоорганизованности, дисциплине. Девчонки из Караганды были даже чемпионками Европы.
Понятное дело, в Советском Союзе настольный теннис был на более высоком уровне, чем сейчас в Казахстане. Благодаря тому, что мы ездили на соревнования, мы играли с другими спортсменами, был колоссальный опыт контактирования с другими школами, другими техниками, тактиками, соперниками.
Иногда мы не попадали в Казахстан месяцами. Мы просто переезжали из города в город, из Украины в Литву, в Россию... На сегодняшний день в Казахстане такого нет. Времена изменились, каждый ищет свой заработок, если есть соревнования, а чтобы выехал спортсмен, нужны спонсоры, меценаты спорта...
|
Заслуженный тренер КазССР Владимир Переверзев |
- Как сложилось, что Вы оказались в Польше?
- Пришли тяжелые времена, когда распадался Союз. Я был на турнире в Иваново. У этого города всегда были контакты с польским клубом “Вукняж” из города-побратима Лодзь.
Каждый раз на этот турнир приезжали спортсмены из Лодзи. Кстати, девушки были чемпионками Польши в командном турнире. На турнире я познакомился с поляками. Несколько человек из них обыграл, и меня пригласили в Польшу.
Уехал как турист. Мне предложили сыграть турнир в клубе. Дело в том, что в Польшу с ответным турниром приехали спортсмены из Иванова.
Мне предложили играть в команде с одним из поляков. Играли два на два. До трех побед. Ребята постарались, дали мне теннисные тапочки, шорты, майку, ракетку. Получилось так, что в команде мы выиграли турнир и личный турнир тоже выиграл я. После этого тренер клуба предложил мне подумать над тем, почему бы мне не сыграть за их клуб в польской лиге. Это было для меня сюрпризом...
В конце концов я с польскими друзьями проехался по некоторым городам и в одном из клубов мне провели тест: я сыграл с игроками из высшей лиги польского чемпионата (игроки самого высшего уровня). Я обыграл четверых из пяти. После чего мне сделали предложение играть в этом клубе. С разрешения казахстанской Федерации тенниса я остался в Польше. Я думаю, моя карьера была довольно успешная, я принес в копилку и серебряные, и бронзовые медали... Но в 2004 году настал момент, когда я захотел что-то поменять в жизни. Мой польский друг рассказал, что есть тренерская вакансия в ОАЭ. Я выслал резюме. Конкурс был довольно жестким. На одно место претендовали соперники из Венгрии, Китая, Египта.
В 2004 году я улетел из Польши, чем ошарашил свой последний польский клуб. В Эмиратах я стал старшим тренером клуба Al-Shabab.
- В чем сложность тренерской работы?
- Бывают ситуации, когда ребенок по натуре ленив, но очень талантлив. Я бегал за некоторыми из таких, потому что видел, насколько они талантливы. Есть бездари. Главное - разглядеть талант, подтолкнуть, заинтересовать его и его родителей. Семью надо убедить в том, что ребенок талантлив и с ним надо работать. Но есть и те, кто без таланта через свое трудолюбие и упорство пробивают себе дорогу и достигают целей.
|
Д. Переверзев (справа) с братом Андреем и с экс-первой ракеткой мира Владимиром Самсоновым (в середине) |
- Какие черты Вам передались от отца?
- Когда я перешел на тренерскую работу, понял, что легче играть самому, чем сидеть в тренерском боксе и наблюдать... Нервное напряжение возрастает во время игры и в какой-то момент появляется желание выскочить к столу и сыграть вместо игрока. Теперь я очень хорошо понимаю отца...
- Владимир Иванович смог привить любовь к спорту всей семье...
- Александр, мой брат, когда-то играл, но отстранился от спорта и уехал жить в Россию. В 1993 году на чемпионат мира в Швецию первый раз я поехал со своей сестрой Еленой. В 1995-м было еще приятнее. Я, моя сестра и мой младший брат Андрей (ему было 18 лет), все вместе, принимали участие в чемпионате мира.
В 1997 году мы еще раз с Андреем в составе мужской команды были на чемпионате мира. Позже Лена выступала за итальянский клуб, а Андрей играл за испанские и итальянские клубы. Сейчас Лена отошла от профессионального спорта, а Андрей работает как тренер в Кувейте.
|