|
Серик Ибраев
Как стать волонтером на олимпиаде? Каковы обязанности добровольных и бесплатных помощников? Что собой представляет волонтерская деревня в Сочи? По какой цене продавались билеты на олимпийские соревнования с рук? На эти и другие вопросы в интервью “НП” отвечает студент 2 курса Каспийского университета Рауан Абдибеков, побывавший на Олимпиаде в Сочи в качестве волонтера
- Волонтером я первый раз стал на зимних Азиатских играх, которые проходили в Алматы и Астане в 2011 году, - начинает беседу Рауан Абдибеков, осваивающий в Каспийском университете актуальную нынче специальность геолога. - Получилось случайно, сестра сказала, что идет набор волонтеров. Я подал заявку. В итоге сестра не вошла в число волонтеров, а я попал. С тех пор я волонтер практически на всех соревнованиях, которые проводились в Алматы. Работал на чемпионате мира по бенди, на этапах Кубка мира по прыжкам с трамплина, чемпионате мира по армрестлингу, футзале... Со шведской сборной по бенди праздновал их победу - пили вместе шампанское из кубка. Подружился с украинскими “летающими лыжниками”, до сих пор поддерживаю контакты, в Сочи с ними увиделся, пообщался.
- Как попали на Олимпийские игры в Сочи?
- Узнал о том, что в Сочи начался набор, от своих товарищей волонтеров во время этапа Кубка мира по лыжному двоеборью в Алматы. Зарегистрировался на специальном сайте. Это было в конце декабря 2012 года. На успех особенно не надеялся. 1 марта 2013 года заявки уже не принимались.
Летом на каникулах уехал в Америку по студенческой программе и потерял с организаторами связь. Когда вернулся, обнаружил множество писем с различными тестами. В срочном порядке ответил на их вопросы. А потом меня пригласили на собеседование. Его проводили в Алматы специалисты из России - те, кто организовывал соревнования в Сочи на трамплинах.
Нас было 10-15 человек - будущих волонтеров, в том числе и спортсмены, кандидаты и мастера спорта по прыжкам с трамплина. Причем все, кроме меня, уже получили подтверждение о том, что они в Сочи будут волонтерами. Я же все тесты не успел пройти, но после проверки на знание английского, собеседования, официально вошел в число волонтеров на Олимпиаде в Сочи.
|
Рауан Абдибеков в Сочи был волонтером на трамплинах |
- Как добирались до Сочи?
- За свой счет. Питание-проживание организаторы взяли на себя. Нам выслали ориентировку, как добраться до места сбора. 25 тысяч волонтеров встретить, конечно, нереально. В Сочи курсировали специальные автобусы для аккредитованных. Проезд был бесплатным. Поселили нас в одной из волонтерских деревень. Всего их было семь или восемь. Наша называлась “Морозко”. В ней жили 3,5 тысячи волонтеров. Деревня представляла собой микрорайон из пятиэтажных домов. Нас сразу предупредили, чтобы жили поаккуратнее. Как нам сказали, это будущее соцжилье. После Олимпиады квартиры предоставят инвалидам и ветеранам.
- Казахстанские волонтеры жили вместе?
- Нет. Я жил с волонтерами из России. В двухкомнатной квартире нас было восемь человек. Места оказалось достаточно. Комнаты большие, просторные, балкон. Правда, без телевизоров.
- Далеко до трамплинов?
- Минут пятнадцать на комфортабельном автобусе. Вообще автобусы курсировали каждые 3-5 минут. Но все равно у тех, кто жил в прибрежном кластере, на дорогу уходил час. Зато волонтеры из прибрежного кластера жили в домах и квартирах с видом на море, пляж был рядом. Некоторые купались, но я не рискнул - прохладно. Да и в основном в горах находился. Когда появлялось свободное время, ездил в олимпийский парк или в Сочи. Кстати, Олимпийские игры проходили на территории Адлера.
- Питались где?
- В столовой. Кормили три раза в день. Для тех, кто задерживался на объекте, подавали поздний ужин. Кормили неплохо - первое, второе, третье. Блюда готовили в том числе иностранные повара. Для вегетарианцев - отдельное меню. Столовая работала с пяти утра.
- Развлечения для волонтеров предусматривались?
- Каждый день по вечерам проводились различные конкурсы, викторины. Правда, в 23.00 - отбой, шуметь нельзя. Но работали ночные клубы, куда лиц с аккредитациями пропускали бесплатно.
- Как обстояло дело со спиртным?
- Спиртное продавалось. Рестораны работали. На территории олимпийских объектов распивать алкоголь нельзя. Там даже мест для курения почти не было. На территории волонтерской деревни тоже действовали строгие правила - никакого спиртного.
- Говорят, что прежде, чем попасть на олимпийский объект, надо было множество кордонов пройти.
- Олимпийские объекты в Сочи охранялись крупным частным агентством и работниками органов внутренних дел. Даже для нас, волонтеров, правила были жесткие. Воду в бутылках на объекты и поезда проносить запрещено. Проверяли тщательно - с помощью сканера. Если садились в автобус или фуникулер, то, после того, как закрывалась дверь, ставилась бумажная пломба.
- Какими были твои обязанности?
- Трудился в команде разгона метража на трамплине. Это место, где спортсмены встают лыжами на лед и разгоняются прежде, чем прыгнуть. Мы следили за состоянием льда. Лед должен быть сухим. Если он становился влажным, то его охлаждали. Кроме того, лед надо резать - делать линии специальным аппаратом. Этим занимались специалисты, мы им помогали.
Работали в две смены. С утра до обеда, иногда задерживались до 15.00-17.00. Вторая смена с обеда до того часа, как закончатся соревнования. Бывало, что в 23.00-24.00 освобождались. Два дня в первую смену, потом два дня во вторую. У нас было два тимлидера - один из Латвии, другой из России - заслуженный мастер спорта по прыжкам с трамплина.
- Со спортсменами общались?
- Мы работали в зоне подготовки спортсменов. Каждый день рядом с ними. Я многих прыгунов знал еще по алматинскому трамплину. Вообще со спортсменами старались не разговаривать. У нас была такая установка - им не мешать. С нашими прыгунами поговорил, сфотографировался. Видел знаменитого швейцарского прыгуна - четырехкратного олимпийского чемпиона Симона Аммона. Честно говоря, мы на спортсменов особого внимания не обращали.
- Из каких стран в Сочи приехали волонтеры?
- Из Штатов, Бразилии, Европы... Больше всего волонтеров было из Канады. Люди разных возрастов. От 18 до 70 лет. Один волонтер из Польши не попал в состав своей олимпийской сборной и решил побывать на Олимпиаде в качестве волонтера.
В СНГ волонтерское движение развито слабо, у меня до сих пор некоторые знакомые спрашивают, сколько я заработал в Сочи. Все волонтеры были разделены на спортивных и нет. Спортивные волонтеры работали на олимпийских объектах, неспортивные - в офисах, на автобусных остановках сидели и объявляли маршруты, в парках людей развлекали...
- Наших болельщиков доводилось встречать?
- Постоянно. Каждый раз, когда приезжал в олимпийский парк, видел казахстанцев с флагами. Часто общался с бывшими казахстанцами, переехавшими в Россию. Встречал российских казахов. Кстати, они свободно говорят на казахском.
- В Казахстанском доме довелось побывать?
- Да. Красиво сделали, в национальном стиле. Казы, курт, другие наши блюда можно было покушать. Насколько я знаю, в Казахстанский дом люди попадали только по приглашению.
Президент Международного олимпийского комитета Томас Бах посетил казахстанский дом во время презентации Алматы, как кандидата на проведение зимних Олимпийских игр 2022 года. Мне рассказывали, что ему все понравилось, единственное его замечание: Казахстану надо хорошую спортивную команду создать к Играм-2022.
- Насколько известно, все волонтеры получили униформу.
- Нам ее выдали на второй день после приезда. Два часа в очереди отстоял, чтобы ее получить. В Сочи было два вида формы: для горного и прибрежного кластеров. Нам, как волонтерам горного кластера, униформа досталась более теплая. Она включала в себя куртку с утеплителем, штаны, термобелье, обувь, кепку и горнолыжные перчатки. Одежда хорошая, качественная. До окончания Игр форма являлась собственностью оргкомитета. Если волонтер добросовестно отработал до конца Игр, то ему форму оставляли. Ребята с экстримпарка пару раз опоздали на работу, и у них отобрали аккредитацию и униформу. Считалось, что в экстримпарке самая тяжелая работа для волонтеров. Им и лопатами приходилось снег разгребать, и трудились они до позднего вечера.
- Какие соревнования удалось посмотреть?
- Со своей аккредитацией мы могли бесплатно пройти только на трамплин. Но нам дарили билеты. Я побывал на керлинге, хоккее, на биатлон сходил. Слышал, что перекупщики активно продавали билеты. До того момента, как сборная России по хоккею еще не проиграла, цена на билет на хоккейный финал доходила до 400 тысяч тенге.
- Что можешь сказать об атмосфере в Сочи?
- Атмосфера очень хорошая. Все люди приветливые, радостные. Такое ощущение, что круглые сутки никто не спал.
- Какие минусы ты заметил в организации Олимпийских игр?
- Сувениры оказались дорогими. Например, брелок с олимпийской символикой стоил примерно 3000 тенге. Плюшевый мишка средних размеров - примерно 15 000 тенге. Цена куртки-толстовки доходила до 1000 долларов. В магазины Bosco были огромные очереди. Люди часами стояли, чтобы в них зайти, а выходили без покупок.
- Планируешь еще поработать волонтером?
- Да, хочу попасть на Олимпийские игры в Рио в 2016 году. А там видно будет. |