|
Серик Ибраев
Известная казахстанская конькобежка, бронзовый призер Олимпиады 1998 года Людмила Прокашева имеет репутацию человека, который за словом в карман не полезет. Ее появление в высоких кабинетах обычно не сулит ничего хорошего их обладателям, так как в спорте проблем и вопросов, требующих каких-либо решений, всегда достаточно.
Сегодня Людмила возглавляет детско-юношескую спортивную школу по зимним видам спорта в родном для нее Павлодаре и знакома с ситуацией в спорте, что называется, изнутри.
Спортивная редакция “НП” обратилась к знаменитой спортсменке с просьбой прокомментировать выступление нашей команды на Олимпиаде в Сочи
На Олимпиаду в Сочи Людмила Прокашева поехала в составе группы поддержки казахстанских спортсменов.
- Я впервые была на Олимпиаде в качестве болельщика и впервые смотрела соревнования вживую, - начинает беседу участница Олимпийских игр 1992 (в составе объединенной команды бывших советских республик), 1994, 1998 и 2002 годов Людмила Прокашева. - Отмечу, что наша команда выступила лучше, чем на прошлой Олимпиаде в Ванкувере. Но это если не учитывать медали. Все-таки в Ванкувере у нас было серебро, а не бронза. Зато в Сочи больше попаданий в десятку, было два пятых места, шестое, три седьмых позиции. Конечно, хотелось, чтобы Дениса Тена кто-нибудь поддержал, но не получилось. А Денис большой молодец. Справился лучше всех. Честь ему и хвала. В фигурном катании подняться на пьедестал почета очень трудно - большая конкуренция. И что бы ни говорили, мол, если бы был Плющенко, Денису не видать бронзы, все это пустые разговоры. Плющенко не выступал. А Тен завоевал бронзу в упорной борьбе.
- Специалисты рассчитывали, что в копилку команды положит медаль конькобежец Денис Кузин. Как думаете, что у него не получилось?
- До Олимпиады я верила, что он выиграет золото. Кузин - чемпион мира 2013 года и в последнее время показывал на дорожке высокие результаты. Думаю, что Денис перегорел. Для него это была первая Олимпиада, на которой он выступал претендентом на медаль. Слишком тяжелый груз ответственности на нем висел.
Я сидела на трибуне и по монитору видела его лицо перед стартом. Денис был бледен, и мы с тренерами поняли, что ему будет трудно. Я не считаю, что это была его ошибка. Я Дениса прекрасно понимаю. Сама оказалась в такой ситуации на Олимпиаде в 1992 году. Тогда считалось, что если ты выиграл чемпионат СССР, значит, можешь и должен сделать больше. На мне тоже висел груз ответственности. Человек, который справляется с ним, побеждает, если же нет - приходится ждать следующих стартов. У Дениса есть время, чтобы доказать на Олимпийских играх 2018 года, что он, как один из сильнейших конькобежцев планеты, достоин олимпийской награды.
- Вы хорошо помните свое “бронзовое” выступление в Нагано в 1998 году?
- Я помню ту Олимпиаду в деталях. Приехали в Нагано за неделю до старта, провели там сбор. Все-таки Япония, надо было вкатиться, да и разница часового пояса сказывалась. Так получилось, что 6 февраля состоялось открытие Игр, а 7 февраля мы уже бежали тройку (дистанцию 3000 метров). На 3 километрах я была только седьмой. Вот тут рухнули все надежды и планы нашего олимпийского руководства. Поднялся такой скандал: как это так, Прокашеву привезли, она же старая. А тут еще Смирнов золото не взял. Руководители в кулуарах говорили, мол, пусть она домой собирается, не нужна она нам тут. До меня этот слух дошел, и я стала собирать чемодан. На тот период Ильсияр Канагатов курировал сборную, пришел ко мне, поговорил. В общем, я свои принципы приглушила и осталась. Моя пятерка (дистанция 5000 метров) состоялась в конце Олимпийских игр, в предпоследний день. Пробежала я по личному рекорду. После меня выступали еще три пары - среди них сильнейшие, четыре немки и голландка. Я понимала, что на пьедестал не попадаю, и спокойно дожидалась конца соревнований. После меня бежала голландка. Всю дистанцию она у меня выигрывала, но на последнем круге сдала, и мое время в итоге оказалось лучше.
И вдруг бегут две немки, и та, которая должна была быть третьей, уже на втором круге выключается из борьбы. Это было сразу видно. Я сижу на лавочке, все спортсмены, иностранцы, показывают мне на грудь, мол, у меня уже есть медаль. Понимаю, что осталось еще две немки, и как бы мой результат пока первый. И я сижу, а у меня шоковое состояние, и тренер говорит, да не может быть, какая медаль?! Я сидела, на табло смотрела - и вдруг встала и тогда первый раз попросила у бога медаль. Конечно, позади был многолетний труд, тренировки, президент НОКа Аманча Акпаев самый первый меня поздравил. На душе было горько, что в меня не верили. Когда поздравляли в Олимпийской деревне, у меня от обиды потекли слезы.
- У Вас есть возможность сравнить то время и нынешнее. Как думаете, спорт в нашей стране поднимается?
- О подъеме спорта в Казахстане говорить не буду, а то, что сделан большой шаг вперед - точно. Команды финансируются здорово, конькобежцы круглый год сидят за рубежом, выезжают на все соревнования. Насколько я знаю, на Полторанина работала бригада из 12 смазчиков. С Катей Айдовой (конькобежка) в Сочи приехала научная группа. Руководство спорта делает все возможное. Сегодня ребята, что называется, в шоколаде. Сравнивать то время и сегодняшнее - дело неблагодарное, скажут: вот Прокашева опять о своих невоплощенных идеях рассказывает.
- И все-таки, что сегодня Вас волнует более всего?
- Мало внимания и времени уделяется детскому спорту, и много уделяется внимания и времени спорту высших достижений. В этом, конечно, тоже есть плюс. Но для того, чтобы у нас появлялись новые спортсмены, мы должны их вырастить, поднять, а для этого нужны финансовые вливания. Тогда у нас будет резерв. Олимпиада в Сочи показала, что мы самостоятельно можем бороться с великими грандами. В команде не было ни одного легионера, купленного спортсмена, все ребята наши, доморощенные, и это меня лично радовало.
|
У Дениса Кузина есть время доказать, что он достоин награды на Олимпиаде 2018 года |
- Как обстоят дела в родном для Вас конькобежном спорте?
- Хорошего льда нет ни в одной области. У нас в Павлодаре, например, есть каток, дворец, но льда нормального нет. У школы, в которой я работаю, нет своей спортивной базы, и это неправильно. Другое дело, когда люди сидят, как говорится, под лежачий камешек вода не бежит. Но я сама бегаю. Прошу. Передайте школе зимних видов спорта стадион. У нас в школе 6 олимпийских видов, 300 детей-хоккеистов, 50 фигуристов - и нет своей базы. Мне знакомые говорят: ну тебе же, Прокашева, должны пойти навстречу. Не идут. Обидно становится от этого.
- Что скажете о выступлении в Сочи Романа Креча, о котором говорят как об очень перспективном атлете?
- На Романа не давил груз ответственности. Для него старты сложились успешно (7-е место на дистанции 500 метров и 13-е место - на 1000 метров). Перед Олимпиадой он два месяца не тренировался из-за травмы. Но проявил себя большим молодцом. Я его видела в Сочи, поздравила, он сказал, что бежал с удовольствием и спокойно. Вообще, у нас молодая команда конькобежцев. Ребятам по 20-25 лет. Я свою медаль выиграла в 29 лет.
Справка “НП”
Сборная Казахстана принимала участие в шести зимних Олимпийских играх. Самой успешной Олимпиадой остается самая первая для независимого государства Казахстан белая Олимпиада 1994 года в Лиллехаммере (Норвегия). По ее итогам наша команда завоевала золото и два серебра и заняла 12-е место в неофициальном командном зачете. Все три медали на счету легендарного казахстанского лыжного гонщика Владимира Смирнова.
В 1998 году на Играх в Нагано (Япония) на счету казахстанцев было две бронзовые медали - лыжного гонщика Владимира Смирнова и конькобежки Людмилы Прокашевой. Казахстан занял 21-е общекомандное место.
В 2002 году в Солт-Лейк-Сити (США) и в 2006 году в Турине (Италия) казахстанцы остались без наград.
В 2010 году на Играх в Ванкувере биатлонистка Елена Хрусталева подарила стране серебро. Сборная Казахстана оказалась на 25-й строчке медального зачета.
В 2014 году в Сочи наша команда завершила выступление с одной бронзой, которую завоевал фигурист Денис Тен. В командном зачете казахстанцы заняли 26-ю позицию. |