|
Серик Ибраев
В минувшую субботу состоялся заключительный, 13-й, этап самой опасной автогонки в мире - ралли-рейд “Дакар-2014”. Команда “Астана” (Astana Motorsports, таково официальное название команды) достойно завершила этот сложнейший двухнедельный марафон. Три из четырех экипажей добрались до финишной черты, которая была отмерена в чилийском Вальпараисо. Нашим ребятам удалось пройти через пески, камни, барханы, речки Аргентины, Боливии, Чили.
Два экипажа “Астаны” финишировали на “Дакаре” в первой двадцатке лидеров. Наивысшее место, 14-е, занял грузовой экипаж в составе пилота - бронзового призера “Дакара-2012” Артура Ардавичуса, штурмана Алексея Никижева и механика Радима Капланека. И это несмотря на падение машины, после которого казахстанцам грозил сход.
- Мы рады и довольны. Те задачи, которые перед нами были поставлены, выполнены, - комментирует представитель Президентского профессионального спортивного клуба “Астана” Артур Ардавичус. - “Дакар” пройден, он взят нами в очередной раз. Три экипажа, представляющие нашу страну, достойно финишировали, отработав на все 100 процентов
Быть может, со стороны ралли-рейд “Дакар” кажется эдаким приключением, в котором спортсмены на автомобилях, мотоциклах и грузовиках соревнуются между собой за право въехать на подиум и получить благодаря этому определенные дивиденды. Однако “Дакар” - это нечто другое. В первую очередь, это вызов человека природе. И борьба идет на смерть.
Наверное, это хорошо смогут объяснить спортсмены нашего легкового (четвертого) экипажа в составе Бауыржана Исабаева и Габдуллы Ашимова. Ребята выбыли из борьбы на втором этапе “Дакара-2014”. Это случилось в ситуации, от которой вообще ожидать чего-то опасного, казалось, нет смысла.
На 310-м километре на автомобиле казахстанцев пробило колесо. Казалось, обычное дело. Заменив его, гонщики положили колесо в кузов, поскольку по правилам “Дакара” покрышку нельзя было оставлять в поле - скорее всего, из экологических соображений. Дул жаркий ветер, и колесо загорелось. Огонь перешел на машину. Экипаж был эвакуирован, спортсмены физически не пострадали, но “Дакар” для них закончился.
Как рассказывал в одном из интервью “НП” экс-механик “Астаны” Нурлан Турлыбаев, спуск с барханов - это тоже огромное испытание. Грузовики едут вниз на высокой скорости, и сдержаться от криков просто невозможно - одно неверное движение, и можно попрощаться с жизнью. Во время спуска экипаж орет от страха во всю мощь своих голосовых связок.
Казахстанский автоспорт на “Дакаре” начал выступление совсем недавно - в 2011 году. Напомним, что дебют “Астаны” на грузовике КамАЗ на “Дакаре-2011” стал сенсацией - казахстанская команда заняла 8-е место в общем зачете. А на следующий год в “Дакаре-2012” экипаж Артура Ардавичуса прогремел на весь мир, заняв в общем зачете самого престижного класса - грузовиков - третье место.
|
Наивысшее место среди казахстанцев, 14-е, занял грузовой экипаж в составе механика Радима Капланека, штурмана Алексея Никижева и пилота - бронзового призера “Дакара-2012” Артура Ардавичуса |
В тот год короли “грузового” “Дакара” - российские экипажи - остались без подиума. А казахстанцы на КамАЗе финишировали в тройке лучших. В результате в прошлом году предоставленный нам в аренду КамАЗ оказался хуже, чем у автомобилей российских команд. Ардавичусу и его экипажу не удалось добраться до финиша. “Дакар-2014” “астанинцы” преодолевали уже на чешском грузовике Tatra.
На 7-м этапе нынешнего ралли-марафона грузовик Ардавичуса вылетел с дороги и упал.
- Сегодня был очень длинный, скоростной и закрученный спецучасток, - комментировал Ардавичус. - Высота - 4 тысячи метров, не хватает кислорода не только экипажу, но и автомобилю. Приходилось и от себя, и от машины требовать максимальной отдачи. - Нашей задачей было - выдержать. На большой скорости в острых поворотах с нами произошел неприятный инцидент - машина вылетела с трека, и вернуть ее в траекторию уже было невозможно, так как автомобиль шел на предельной скорости. На месте мы устранили повреждения, которые автомобиль получил в результате падения, чтобы можно было самостоятельно финишировать без привлечения портала, так как, если бы нас забрала “техничка”, то это был бы сход. Спать сегодня не придется - совместно с командой механиков мы продолжим восстановление своего автомобиля.
После того как машина была отремонтирована, Ардавичус признался, что теперь вести грузовик можно только “в режиме сохранения”, в ином случае экипаж сильно рискует не добраться до финиша.
И все-таки наши ребята выполнили задачу, не выбыв из строя, и еще умудрились закончить гонку на достойных позициях. Так, легковой экипаж в составе пилота Айдына Рахимбаева и штурмана Владимира Демьяненко в итоговом общем зачете занял 17-е место. Второй легковой экипаж в составе пилота Дениса Березовского и Игната Фалькова расположился на 37-м месте “Дакара-2014”. Отметим, что оба наших легковых экипажа попали в пятерки в своих классах. Березовский занял четвертое место в классе Т2 (легковые автомобили с малым отличием от серийных моделей), Рахимбаев оказался на пятой позиции в классе Т1 (серьезно улучшенные серийные автомобили).
- Мы хорошо себя заявили на “Дакаре, и многие лидеры гонки знают команду “Астана”, знают наш флаг и с уважением к нам относятся, - говорит Рахимбаев. - Хочу поблагодарить всех наших болельщиков и весь Казахстан за огромную поддержку, которая, в том числе, способствовала такому результату.
- За три “Дакара”, пройденных на джипах, это самое высокое место - мы четвертые в классе и 37-е в абсолюте, - добавляет Березовский. - Это большая победа для нас, и мы очень этому рады.
Стоит сказать, что в классе легковых автомобилей стартовали на “Дакаре” 154 экипажа, до финиша доехали 62. Среди грузовиков начали гонку 75 команд, добрались до Вальпараисо 50. На старт “Дакара-2014” вышли 196 мотоциклистов, закончили марафон только 78. На “Дакаре”, как на “Дакаре”.
Что касается главных триумфаторов самого престижного ралли-рейда, то в категории “грузовые автомобили” в 12-й раз победителем стала российская команда “КамАЗ-мастер” во главе с Андреем Каргиновым. Причем по общему времени Каргинов уступал голландцу Герарду де Рою, выступавшему на Iveco. Однако на финальном этапе экипаж Каргинова оказывал помощь перевернувшемуся Mini китайца Чжоу Ена. Разбираясь с китайским автомобилем, россияне, разумеется, потеряли время, и на финише выяснилось, что в генеральной классификации отстали от Де Роя на девять с лишним минут.
Победителем голландец пробыл недолго. На “Дакаре” существует такая практика: если спортсмен доказывает, что был вынужден остановиться ради помощи другому участнику ралли, то ему возвращают время. И в итоговой классификации на верхней строчке после соответствующего пересчета очутился все-таки не Герард де Рой, а Андрей Каргинов. |