|
Александр Смотров
Лондон, трижды олимпийский
27 июля королева Елизавета II объявит открытыми XXX Олимпийские игры, а Лондон станет первым городом мира, который примет Олимпиаду в третий раз. Статус обязывает, поэтому организаторы замахнулись на рекорды, не дожидаясь спортивных стартов, а президент МОК (Международный Олимпийский комитет) Жак Рогге объявил лондонские Игры еще до их начала моделью для будущего в смысле экологии и “устойчивого развития”
О том, каких усилий потребовало превращение в олимпийский центр самого бедного, отсталого и депрессивного района Лондона Стратфорд, больше долгих рассуждений и цифр говорят детали. Вот некоторые. При расчистке района площадью в 2,5 квадратных километра в Стратфорде на востоке Лондона - того самого, где ныне раскинулся Олимпийский парк, нужно было снести 220 промышленных зданий, домов и прочих объектов. С подавляющим большинством тех, кто работал и жил на месте будущей олимпийской стройки, о переселении и компенсациях удалось договориться полюбовно. Но нашлись и те, кто стоял до последнего: среди них - кооператив садово-огородных участков и старейшая в Лондоне фабрика по копчению лосося. Чтобы сдвинуть их с насиженных мест, в 2007-м пришлось применять принудительный ордер о приобретении земли.
Мало того. Почва на месте будущего Олимпийского парка за годы промышленной эксплуатации оказалась загрязнена остатками нефтепродуктов и отравлена химикатами. Ее сначала подвергли механической очистке, а затем за дело взялись специальные бактерии, которые в буквальном смысле пожирали органическое загрязнение, оставляя грунт безвредным и пригодным для повторного использования.
Это пусть важные, но частности, а вообще за сооружение материальной базы Олимпиады отвечало специально созданное Управление по строительству олимпийских объектов (ODA) с бюджетом в 6 миллиардов фунтов стерлингов (из общего олимпийского бюджета в 9,3 миллиарда - примерно 14,5 миллиарда долларов). Деньги государство выделило с расчетом на хотя бы частичный возврат инвестиций. Опасения были связаны не только с кризисом, но и с извечной британской привычкой впадать в перерасход и срывать сроки сдачи важных объектов (один стадион “Уэмбли” реконструировали вдвое дольше, чем планировалось, затратив астрономическую сумму почти в 800 миллионов фунтов). Однако случилось чудо: все основные олимпийские объекты были сданы в срок и уложились в намеченные бюджеты.
Транспортный
транс...
Самым слабым местом лондонской олимпийской заявки с ходу назвали транспорт - как общественный, так и автомобильный. Самая старая в мире подземка (первую линию открыли аж в 1863 году) катастрофически не отвечала современным требованиям - вагоны без вентиляции, большие интервалы между поездами, частые поломки семафоров, отсутствие связи под землей... Это детище викторианской эпохи вкупе с автобусами и пригородными поездами с трудом справлялось с 12 миллионами пассажиров в день - прибавка в 3 миллиона олимпийских гостей, казалось, похоронит его окончательно. Но англичане сотворили еще одно олимпийское чудо: миллиардные инвестиции позволили заменить сотни километров рельсов и электрику, обновить половину станций, выпустить на линии кондиционированные поезда. В результате расписание движения стало более четким, а на ряде станций на время Олимпиады даже появился бесплатный Wi-Fi. На очереди, как на днях заявило правительство, и железнодорожная сеть.
Еще организаторы рассчитывают, конечно, на август - традиционный месяц отпусков, в который город заметно пустеет. Впрочем, не надеясь на одни чудеса, городские власти задолго до Олимпиады начали кампанию по информированию жителей о том, какие трудности их могут ожидать в дни Игр с 27 июля по 12 августа. Плакаты с изображением плечистых спортсменов, которые занимают все места в транспорте, появились на станциях метро и автобусных остановках. А специальный сайт “Будь впереди Игр” загодя информирует о возможных затруднениях на транспорте и приводит варианты альтернативных маршрутов.
Мало того, каждый район Лондона провел несколько специальных разъяснительных мероприятий для местных жителей: чиновники рассказывали о том, что ждет горожан, какие соревнования пройдут в их районах, какие дороги будут закрыты, где проложат “олимпийские” полосы для спецтранспорта. Последнее нуждается в пояснении: поскольку Олимпиада провозглашена “безавтомобильной”, сотрудники, волонтеры и зрители будут добираться до объектов на общественном транспорте, на велосипедах или пешком. Еще будут задействованы две сотни электромобилей, но исключительно для перевозки VIP-гостей и спортсменов (развернутая в Олимпийском парке сеть электрозаправок после Игр останется в пользовании местных жителей).
|
Олимпийские кольца на фоне Водного центра в Олимпийском парке в Стратфорде (Лондон) |
...Плюс
олимпизация
всей страны
Еще один важный штрих к этой Олимпиаде - хотя Игры-2012 называют лондонскими, они с самого начала мыслились как общенациональное мероприятие, призванное показать во всей красе самые разные уголки Соединенного Королевства. Всего Олимпиада пройдет на 34 различных площадках, часть из которых вовсе не в Лондоне. Например, соревнования по парусному спорту будут организованы в Веймуте на южном побережье Англии, велогонка - в графстве Суррей, гребцы будут состязаться в Итоне, а матчи футбольного турнира, на котором Британия будет представлена под единым флагом, примут все четыре основных региона Соединенного Королевства - Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия.
- Это Игры для всех, и было бы неуместно ограничивать их одним Лондоном, - объясняет лорд Коу.- Уровень самоотдачи в стране был просто неимоверный. Меня, например, самые разные люди спрашивали: чем мы можем помочь?
Так или иначе, но общественное мнение, поначалу настроенное по отношению к дорогостоящим Играм если не враждебно, то настороженно, понемногу смягчилось. Опрос, проведенный компанией YouGov нынешней весной, подтвердил: 56 процентов британцев считают Игры полезными для Лондона. При этом о своем личном интересе к Олимпиаде заявили лишь 44 процента.
Наследие
Но главной “мантрой” лондонских Игр является слово “наследие”. Слишком свежи в памяти воспоминания о “белых слонах” (так в Британии называют помпезные, но невостребованные после завершения состязаний проекты Олимпиад в Афинах и Пекине), поэтому сразу после победы лондонской заявки на проведение Игр-2012 решили строить объекты и инфраструктуру с прицелом на последующее использование. Это и есть та модель олимпийского строительства, которую Британия намерена подарить миру и которую МОК уже признает успешной.
Работает она так. Чтобы решить судьбу тех или иных объектов после Игр, создали Компанию по вопросам наследия Олимпийского парка (в 2012 году переименованная в Корпорацию по развитию наследия Лондона). Ей и предстоит найти покупателей или арендаторов объектов после того, как на них завершатся соревнования и отыграют победные гимны.
Объекты Олимпийского парка либо переоборудуют, либо перенесут в другие места, как, например, баскетбольная арена или Олимпийский хоккейный центр. В здании гандбольной арены разместится местный спортивный центр, а у Аквацентра с дизайнерской крышей архитектора Захи Хадид после Игр уберут массивные боковые крылья-пристройки и превратят его в главный национальный центр водных видов спорта. Столовую для спортсменов переоборудуют в районную школу, медицинский центр - в современную поликлинику, а медиацентр станет продвинутым офисно-креативным пространством.
Олимпийская деревня, раскинувшаяся на 27 гектарах, спланирована как жилой район, который сочетает в себе люксовое и доступное жилье, построенное по самым высоким стандартам экологии. Первоначально квартиры приспособят для нужд спортсменов - они будут похожи на жилье гостиничного типа, а после Игр в них произведут перепланировку, встроят кухни, и в 2013 году это жилье появится на рынке.
Сам же Олимпийский парк после Игр получит имя королевы Елизаветы II и станет первым за сто лет новым парком, разбитым в британской столице. Он также будет переоборудован и откроется для посетителей в июле 2013 года.
Станет ли Олимпиада в Лондоне - самая дорогая в истории после пекинской - в итоге прибыльной, еще вопрос. И ответ на него зависит не только от продажи олимпийских объектов и оборудования - все это обеспечит лишь частичную компенсацию вложенных средств.
Аналитики пытаются подсчитать косвенные доходы - от турпотока, от развития бизнеса и создания дополнительных рабочих мест, от проведения новых крупных спортивных и прочих мероприятий в будущем. Так, американский инвестиционный банк Goldman Sachs прогнозирует, что Олимпиада стимулирует экономический рост и поможет Великобритании преодолеть двойную рецессию, с которой страна столкнулась впервые за 40 лет. Банковская группа Lloyds считает, что Игры могут принести экономике Британии 16,5 миллиарда фунтов стерлингов. Премьер Кэмерон в своих прогнозах скромнее, но и он обещает, что Игры принесут экономике Соединенного Королевства дополнительные 13 миллиардов фунтов в ближайшие четыре года.
- Мы должны “выжать” из них максимум для поддержки рабочих мест и роста экономики, - так ставит задачу премьер.
Как это получится, увидим в ближайшее время. Пока же самую большую тревогу организаторов вызывает традиционная британская напасть - погода. Метеорологи обещают проливные дожди в дни ряда ключевых состязаний, и оргкомитет уже заказал в пожарном порядке 250 тысяч непромокаемых пончо для зрителей, которым достанутся открытые трибуны. Впрочем, ни у кого нет сомнений, что после Игр всю эту одежду тоже распродадут с прибылью для казны...
Журнал “Огонек” |