|
Ботагоз Сейдахметова
Настроения в российском обществе меняются. В прошлую субботу в российской столице свои требования к власти выражали не только традиционные оппоненты “Единой России”, но все категории граждан, желающих позитивных перемен в стране и эволюции государства, а не революций.
Видимо, двадцать лет независимости завершают некий этап постсоциалистического развития наших государств. Хочется верить, что переход в новый исторический этап будет носить такой же мирный характер, как и митинги на Болотной площади.
Пахнет ли арабской весной в Евразии? С этим и другими вопросами я обратилась к независимому эксперту по Ближнему Востоку Герману Крылову, а также генеральному директору Центра политической конъюнктуры Сергею Михееву.
“И события на Тахрире, и на Болотной, выражают возмущение народа наглостью власти”, - считает Герман Крылов. “Общее здесь только одно - стремление Запада управлять ситуацией в других странах посредством создания там аффилированной элиты и управляемой нестабильности под лозунгом борьбы за демократию”, - уверен Сергей Михеев
Герман Крылов: у Тахрира есть антипод - площадь Аббасия
При этом Герман Крылов задается вопросом об источниках финансирования лидеров оппозиции, особенно, таких как Немцов, Рыжков и Касьянов. “Да и источники финансирования “Яблока” тоже было бы интересно знать, хотя их предвыборная кампания и была самой скромной из всех партий, а эффективность ее была огромной”, - говорит он.
Герман Крылов опасается, что кто-то воспользуется настроениями народа в своих целях, создаст толпу и направит ее в нужное себе русло. “Россия сейчас находится в очень опасном положении. Имитируя модернизацию, руководство продолжает паразитировать на том, что было создано еще в СССР, само не создавая ничего. Промышленного развития нет, молодые ученые из России уезжают, работать в Сколково никто не хочет. Тенденция движения страны в пропасть - устойчивая, и руководство ничего не делает, чтобы его остановить, занимаясь профанациями типа нанотехнологий. Но надо честно признать, что теоретическая смена власти это движение лишь ускорит.
В оппозиции нет такого лидера, который бы сплотил страну, нет команды, которая выработала бы эффективный план национального спасения и немедленно приступила к его реализации, а не к дележу мест, властных полномочий и прокламациям.
Безусловно, стремление России к экономической самостоятельности встретит сопротивление Запада, который вполне доволен ее нынешней ролью “великой сырьевой державы”. А это означает, что движение в направлении реального укрепления экономики чревато спровоцированными извне искусственными экономическими потрясениями (история знает, например, махинации Сороса, от которых трясло даже стабильную британскую экономику, так что этот механизм вполне изучен).
Публика же, которая задает тон сегодняшнему общественному недовольству, отказаться от нынешнего комфорта не готова, поэтому при первой же легчайшей тряске команда эффективных реформаторов, если бы таковая имелась и пришла к власти, была бы заменена популистами похуже “единоросов”.
Кстати, посмотрите на Египет. При Мубараке хоть безработица и была огромной, но были и стабильные источники доходов, был туризм, развивалась промышленность, активно строились новые заводы, в создании которых принимали участие иностранные инвесторы.
Сейчас этого нет, а кризис усугубился в разы, и нет такой воли, которая бы мобилизовала бы страну и остановила экономический развал. И у Тахрира уже появился антипод - площадь Аббасия, где регулярно собираются тысячи людей, уставших от тахрирского “пиршества народовластия”, чтобы поддержать Военный совет, в котором они видят залог возвращения стабильности в общество и экономику.
Сергей Михеев:
запад стремится все контролировать
Кто стоит за нынешними поствыборными событиями в Москве и других городах России, если учесть тот факт, что есть информация о том, что еще в октябре был зарегистрирован сайт “белая лента протеста” и уже тогда некие силы заговорили о возможной “снежной революции” в России?
По мнению Сергея Михеева, есть несколько линий, которые вполне очевидны. Первая - внешняя.
Политолог говорит, что на Западе (прежде всего в США) разговоры о том, что “Россия является очередным кандидатом на “цветную революцию”, возобновляются каждый раз, когда нечто подобное происходит где-нибудь в мире или когда в самой России активизируется либеральная оппозиция (именно либеральная, так как активность коммунистов и националистов они не приветствуют)”. Последняя волна таких разговоров пошла после события на Арабском Востоке. Основные партнеры Запада в России тут же подхватили эти лозунги.
Кроме того, Михеев отмечает, что появились явные признаки традиционных в этом случае имиджевых технологий - белые ленточки, оспаривание результатов выборов и т.д. “Думаю, что в той или иной мере американцы, конечно же, причастны к данным событиям. Иначе вряд ли бы Путин позволил себе делать столь определенные заявления на этот счет”, - говорит политолог.
Вторая линия - внутренняя.
Сергей Михеев обратил внимание на заявление Суркова сразу после выборов о “раздраженных городских сообществах”, которым нужна “массовая либеральная партия”. “Это заявление выглядело довольно странно на фоне явного разгрома либералов по итогам выборов, - говорит политолог. - Спрашивалось - откуда возьмутся эти массы, если либералы раз за разом проигрывают выборы? Но буквально через два дня стало известно об организации митинга на Болотной. Вот вам и массы! А на следующий день Прохоров и Кудрин делают заявления о необходимости создания либерального проекта, куда, судя по всему, всех недовольных и собираются втянуть. Какое совпадение! Так что, как говорили древние - sapienti sat - умному достаточно”.
Что касается общего между “русской зимой” и арабской весной, то, по его мнению, совпадения носят лишь внешний характер: “Пожалуй, действительно общее здесь только одно - стремление Запада управлять ситуацией в других странах посредством создания там аффилированной элиты и управляемой нестабильности под лозунгом борьбы за демократию”. |