|
Ботагоз Сейдахметова
Зима в Кыргызстане началась с новой официальной власти. Бразды правления страной принял на себя Алмазбек Атамбаев. Он один из самых неоднозначных киргизских политиков, который шел к вожделенной цели упрямо и долго. Что новый, четвертый по счету в истории современного независимого Кыргызстана президент, обещает свой стране? Об этом в беседе с гендиректором аналитического центра “Стратегия Восток - Запад” Дмитрием Орловым
- Дмитрий, вот уже 2 недели, как в страну пришел новый киргизский президент, первый в истории современного Кыргызстана, которому власть перешла мирным путем. Может, перемены коснулись не только передачи власти, но и демократизации внутри власти, например, распределения ключевых должностей по принципу реальных достоинств, а не кланового принципа?
- На самом деле Атамбаев был не первым, кто в истории современного Кыргызстана пришел к власти мирным путем. Первым был Аскар Акаев в октябре 1990 года. Только Акаева избрал Верховный Совет Киргизской ССР, а Атамбаева... Считается, что народ. Хотя народ давно лишен права избирать того, кто ему действительно необходим. И не потому, что работает так называемый “административный ресурс”, а потому, что не из кого.
Я сомневаюсь, что у нас в стране кто-то стесняется работать на госслужбе. Правда, существует у нас Академия управления при президенте КР, но я до сих пор не видел ни одного министра, который бы оттуда вышел. Посмотрим, из кого будет состоять следующее правительство. Подозреваю, что из тех, кто когда-то работал при Акаеве и Бакиеве. Конечно, такое положение дел устраивает тех, кто по-прежнему настроен “грабить во время пожара”, как писал китайский полководец Сунь Цзы. Но я не уверен, что это устраивает простых граждан.
Ну а что касается тех назначений, которые уже прошли, то они вызывают, по меньшей мере, недоумение. К примеру, заместителем главы Аппарата президента стал Икрамжан Илмиянов - бывший помощник Атамбаева, когда тот был премьером. И все бы ничего, но до этого Илмиянов работал у Атамбаева... водителем. А теперь подумайте, как к нему и его распоряжениям будут относиться министры и профессиональные “аппаратчики”. Не спорю, Илмиянов может быть умным человеком, в истории подобное бывало не раз. Однако то, что он был водителем, представляется для министров и “аппаратчиков” поводом для саботажа.
Другое назначение - Шамиль Атаханов стал председателем Государственного комитета нацбезопасности. Наш ГКНБ - это разведка, контрразведка, пограничники и госохрана в “одном флаконе”, что называется. И управлять всем этим будет человек, который до 1991 года служил в милиции, а потом 19 лет занимался бизнесом. Последнее его место работы перед приходом в правительство Атамбаева - председатель негосударственного Пенсионного фонда “Кыргызстан”. У нас поговаривают, что Атаханов - друг семьи Атамбаева. Если дружба - факт, это многое объясняет. Однако друг семьи - это не профессия.
За эти 20 лет нацбезопасностью Кыргызстана управлял кто угодно - в основном, милиционеры, только не кадровые чекисты. Исключение, пожалуй, составляет Бусурманкул Табалдиев, но он стоял во главе этой структуры (тогда она называлась СНБ) всего полгода. Сейчас генерал Табалдиев стал секретарем Совета обороны (аналог вашего Совбеза), что есть хорошо. Однако возникает вопрос: неужели больше некому было возглавить нашу “тайную полицию” из настоящих профессионалов? Хотя это, наверное, уже не никого не должно удивлять. Было же такое в Казахстане, когда медик работал сначала в налоговой полиции, а потом в КНБ. А в России министром обороны является бывший директор мебельного магазина. Так что Кыргызстан здесь далеко не феномен. Отсутствие профессионалов на ключевых постах - это уже даже не диагноз, а приговор власти.
- Атамбаев добивался кресла президента долго и настойчиво, но, похоже, выдохся на финишной прямой, раз делает такие назначения. И все же, есть ли в его окружении люди более адекватные и продвинутые, с западными амбициями?
- Что такое западные амбиции? Ни одна западная идея в Кыргызстане, да и у вас тоже, не прижилась. Кроме социализма. А знаешь, почему? Потому что только она соответствовала идее справедливости и равноправия. Потому-то казахи и кыргызы одинаково хорошо приняли Советскую власть, если не считать отдельных личностей, которых потом назвали басмачами.
А что предложили нам после развала СССР либералы? Идеологию, суть которой: “Обмани ближнего своего, ибо ближний обманет тебя и возрадуется”. Эту идею сама жизнь признала неправильной, однако ее поклонники ни у вас, ни у нас до сих пор не перевелись. Да, абсолютной власти у либералов не было, но идеологически они господствуют абсолютно до сих пор. Их идеология плюс жадность отдельных персон породила строй, который называется “номенклатурным капитализмом”. Поэтому надо менять не персон, и даже не систему или форму правления, а государственный строй в целом. Причем нужен именно тот строй, который больше всего соответствует представлениям народа о справедливости.
Что же до окружения Атамбаева, то пока в его окружении наблюдается только один господин с западными амбициями - все тот же Шамиль Атаханов. Он предложил реформировать силовые структуры по грузинскому образцу. Может быть, эта идея и хороша, однако вопрос: кто будет спонсором? У грузин был “Сорос”. Весной я смотрел ролик о работе грузинской полиции, снятый радиостанцией “Свобода”. Все там, конечно, смотрится красиво, но зачем, как в анекдоте, путать туризм с эмиграцией? О цене вопроса не сказал никто. Хорошо, “Сорос”, а точнее, тот, кто за ним стоит, парень богатый. Но не означает ли это внешнее управление для Кыргызстана? Либо сторонники грузинских реформ об этом не знают, что плохо, либо знают слишком хорошо, что еще хуже.
Строго говоря, прежде, чем такие заявления делать, надо бы подумать: “На какой день этих реформ меня свергнут?”. Я не уверен, что силовики захотят таких реформ. Особенно те, кто своей должностью зарабатывает деньги. Хотя ничего плохого в них нет, если делать их на собственные, подчеркиваю, средства.
|
Атамбаеву до его первых 100 дней пока работать и работать, но первые 15 дней уже впечатляют |
- Дима, твои прогнозы на ближайшие 6 лет. Ведь, судя по всему, Алмазбек Атамбаев недотягивает до уровня интеллигента Акаева и, по сути, такой же отстойный “клановик”, как его предшественник Бакиев. То бишь у меня ощущение, что Кыргызстан ждут новые потрясения...
- Пример Акаева показывает: интеллигенту во власти делать нечего. Во власти должен быть ассенизатор. Потому что обстановка в стране за эти годы стала похожа на ту, что была в авгиевых конюшнях. Если, конечно, верить греческой мифологии. А его подчиненные должны работать без выходных и праздников, как минимум, лет 10. Только в этом случае можно чего-то добиться.
Что же касается конкретно Атамбаева, то рано пока, я думаю, выносить ему какой-то приговор. “Клановиком” у нас, к сожалению, будет любой, кто придет во власть. Если ничего радикально не менять, конечно. Атамбаев еще толком не начал работать, потому что не с кем. К тому же, по новой Конституции, экономикой - самым слабым звеном в стране - у нас занимается премьер.
- Какова позиция Атамбаева по американской базе “Манас”?
- На словах он настроен на то, что ее надо выводить. А на деле посмотрим, что будет после новогодних праздников. Вряд ли ему удастся выполнить свое обещание вывести базу. Цена вопроса слишком высока. В том числе, на кону сейчас стоит его личная власть. Думаю, торг по этому еще будет. Плюс ко всему Атамбаев должен понимать: есть не менее влиятельные силы, которые заинтересованы в том, чтобы этой базы не было. И потом: если предположить, что Атамбаев будет опять менять Конституцию в сторону президентского правления, ему нужно, чтобы американцы молчали. Так что база, боюсь, еще долго будет предметом торга у наших политиков. До тех пор, пока Кыргызстан не возглавит прокыргызский президент, а не “пророссийский” или “проамериканский”. Два последних определения взяты в кавычки потому, что полностью пророссийских или проамериканских политиков в Кыргызстане нет. Подобная “ориентация” - всего лишь способ получить какие-то деньги от России или США. А о том, во что это потом выливается, никто из них, похоже, не задумывается. Или задумывается, но по принципу “После нас хоть потоп”. |