ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Новая эра страны фараонов Мир

Ботагоз Сейдахметова
Египет, который последние лет десять был лидирующим государством Ближнего Востока, сегодня переживает время глобальных перемен. Похоже, что “арабская весна”, которая кардинально изменила политический вектор развития этого государства, переходит в свою осенне-зимнюю стадию. Первые парламентские выборы после весенних антиправительственных выступлений на Тахрире должны определить этот новый путь. На прошлой неделе в соседнем Марокко на парламентских выборах уже одержала победу умеренная исламистская Партия справедливости и развития. В Египте исламисты сегодня тоже пользуются огромной популярностью. Если Северная Африка и в целом Ближний Восток станут территорией государств, где у власти находятся исламисты, чем это обернется для нас - жителей Средней Азии?

Мой собеседник - независимый эксперт по Ближнему Востоку, арабист Герман Крылов - долгое время проработал в Египте. Он считает, что “встряска, которая начинается на Ближнем Востоке, встряхнет и весь мир”. “Таких прецедентов в истории не было, и мы не можем представить, к чему это приведет. Будет нечто иное, а что именно, сказать не могу”.
- Герман, лично меня волнует вопрос прихода к власти в Египте радикальных исламистов. Для меня исламский радикализм прежде всего ассоциируется с агрессией и выяснением отношений с помощью бомб... А Египет, на мой взгляд, станет своего рода катализатором для других стран региона в этом плане. Сегодня “Братья-мусульмане” - самая влиятельная оппозиционная партия Египта, которая может составить серьезную конкуренцию любой светской партии. И все это на фоне нынешних демонстраций на Тахрире, где народ выступает против власти Высшего военного совета. Так что шансы прихода к власти исламистов весьма высоки.
- Да, опасность прихода к власти в Египте радикальных исламистов очень велика. На фоне обвала и без того проблемной египетской экономики жизнь огромных масс людей будет постоянно ухудшаться. Сейчас Египет, как никогда, нуждается в стабильности - это, кстати, сегодня подчеркивают и представители “Братьев-мусульман”, понимающие, насколько они близки к обретению власти, но совсем не заинтересованные оказаться перед необходимостью управлять страной, погруженной в хаос. Но начало стабилизации - это прекращение массовых выступлений на улицах, а толпа, распаленная революционными ожиданиями (которые, как показывает история, никогда не оправдывались, но всегда оборачивались большим кровопролитием и длительной разрухой), к этому не способна.
Логика революции - это логика террора. Вспомните хотя бы историю большевистской революции. Большевики, взявшие на вооружение идеологию террора, сумели захватить власть и удержать ее. Причем идеологию террора придумали не они, они черпали вдохновение в революции французской, а у той, в свою очередь, были свои идеологические источники.
Идеологи исламского радикализма тоже имеют свои источники вдохновения. Так, один из идеологов современного политического ислама (сразу оговорюсь: использую этот термин вынужденно, так как в современной политике и политологии он широко используется для обозначения всем известного явления; по сути же он является тавтологией, так как неполитического ислама не бывает - он со времен Мухаммеда теснейшим образом связан с политикой и войной) египтянин Сейид Кутб (кстати, стоявший у истоков движения “Братья-мусульмане” и казненный при Насере) написал книгу “Указатели на пути” (ар. “Маалим фи-т-Тарик”), в которой аргуменированно (цитируя Коран!) доказывал, что джихад (не интеллектуальный, а с оружием в руках) можно вести не только в оборонительных целях, но и в наступательных, против врагов ислама. На Западе не без оснований книгу “Указатели на пути” по степени влияния на исламистское движение сравнивают с ленинской работой “Что делать”, в которой компартия провозглашена авангардом рабочего класса, призванным поддерживать “диктатуру пролетариата” и разжигать в нем классовое сознание. Ленина за нее критиковали товарищи по партии, говоря, что это приведет к диктатуре маленькой группы революционеров; можете провести кое-какие параллели.
Ученик Сейида Кутба - египетский шейх Омар Абдуррахман (идеолог “Аль-Гамаа аль-Исламия, прославившейся убийством Садата и нападениями на туристов) защитил в исламском университете Аль-Азхар в Каире докторскую диссертацию, посвященную толкованию 9-й коранической суры “Ат-Тауба” (“Покаяние”). В предисловии к своей работе шейх Омар, объясняя выбор именно этой суры, говорит, что “она представляет внешнюю политику и военную сферу исламского государства”.
Приведу цитаты из нее (перевод И.Ю.Крачковского): “А когда кончатся месяцы запретные, то избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте...” (аят 5). “Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день, не запрещает того, что запретил Аллах и его посланник, и не подчиняется религии истины - из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа своею рукой, будучи униженными” (аят 29). “О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми, из неверных, которые близки к вам. И пусть они найдут в вас суровость...” (аят 124).
Умеренные исламские богословы говорят, что толковать эту суру надо в контексте всего Корана.
Американская журналистка Мэри Уивер в книге “Портрет Египта” цитирует представителя умеренного ислама и специалиста по Корану Камаля Абу-ль-Магда: “Если вы изымите ее (суру “Ат-Тауба”) из контекста и истолкуете буквально, это будет означать, что вы должны находиться в состоянии постоянной войны со всем остальным миром”.
Простите за многословие, но я считаю, что в случае, когда мы говорим о религии, надо обращаться к ее священным текстам, чтобы аргументация была верной. Известно, что исламские фундаменталисты очень склонны объявлять своих политических противников из числа мусульман “неверными”, что означает, что они находятся вне исламского закона и их кровь можно проливать безнаказанно. А это большое подспорье в борьбе за власть.
Так что, ассоциируя исламский радикализм с агрессией и выяснением отношений с помощью бомб, вы абсолютно правы. Тут речь идет о толковании религиозных текстов. В свое время авторитет этих текстов помог последователям Мухаммеда за несколько десятилетий создать огромное государство - халифат. Какие цели преследуют толкователи типа шейха Омара и его последователей - салафитов, очевидно.
- Как Вы считаете, может ли судьба Египта повторить иранский сценарий? Ведь когда-то Тегеран считался восточным Парижем, и иранки 60-х не отличались внешне от свободных европейских женщин. Но иранская революция словно повернула время вспять. Может, для Ближнего Востока исламский путь это естественное развитие?
- Иранский сценарий в Египте не повторится. Ситуацию в предреволюционном Иране можно назвать просто благополучной по сравнению с Египтом. Иранцы ненавидели шаха, не без оснований видя в нем марионетку США, к которым отношение было однозначно негативным. В их революции экономическая составляющая не была так важна, как в Египте.
В Египте же 80 миллионов человек, живущих на сравнительно небольшой территории. Подавляющее большинство их не имеют никакой профессиональной квалификации, а значит, для экономики бесполезны. А есть им хочется. И хочется, чтобы их уважали, и хочется найти смысл в жизни. Естественно, что они обращаются к религии. А тут еще распалились в них нереальные революционные ожидания. Хочется всего сразу и много, а если придется за это умереть, то ради райских гурий можно и это. Какое прочтение суры “Покаяние” они предпочтут?
Мне кажется, Египет идет по сценарию, похожему на афганский.
alt
Пирамиды и Сфинкс переживут все эпохи в Египте
В Афганистане президент - ставленник США, бывший штатный сотрудник оружейной компании Бушей. Афганцам он до прихода США известен не был, тем не менее, американские специалисты регулярно устаивают для него беспроигрышные выборы. Получается, Карзай - отдельно, Афганистан - отдельно. А реально ситуацию в стране контролируют где-то натовцы, где-то - местные племенные вожди, с которыми натовцы договариваются. Получается такой контролируемый очаг нестабильности. Думаю, нечто подобное может ожидать Египет, и это будет далеко не худший вариант, потому что очаг нестабильности может выйти из-под контроля.
Насчет того, что ислам - это естественный путь развития для Ближнего Востока, не соглашусь. За почти 15 веков ислам действительно укоренился и сросся с национальными традициями, так что теперь нам представить нечто иное просто невозможно. Но встряска, которая начинается на Ближнем Востоке, встряхнет и весь мир. Таких прецедентов в истории не было, и мы не можем представить, к чему это приведет. Будет нечто иное, а что именно, сказать не могу.
- Я уверена, что ислам в Юго-Восточной Азии и Ближнем Востоке - две совершенно разные вещи. Может, потому что в Юго-Восточной Азии сильно влияние буддизма... А как Вы считаете, много ли общего в ментальности мусульман Египта и, например, Ирана, страны, где ислам - это государственная политика?
- Насчет того, что ислам в Юго-Восточной Азии отличается от ближневосточного, соглашусь, но отчасти. Действительно, там он распространился не огнем и мечом, как на Ближнем Востоке, а мирным путем, через торговцев-арабов. И экономические проблемы там не такие острые, как на Ближнем Востоке, что создает определенный “задел спокойствия”.
С другой стороны, ислам неразрывно связан с арабским языком, а где его можно выучить, кроме как у арабов? И не случайно, что в “Аль-Азхаре” много студентов-индонезийцев. А идеи в “Аль-Азхаре” (впрочем, как и в других исламских центрах) могут быть всякие. Возьмите того же шейха Омара Абдуррахмана. Так что не удивительно, что салафитская идеология уже проникла и укрепилась и в Индонезии, и в Малайзии, и на юге Таиланда. Кстати, в “Аль-Азхаре” учится много студентов из Средней Азии.
Нельзя не вспомнить и ваххабитскую Саудовскую Аравию, активно финансирующую распространение ислама, прежде всего в странах исторического ареала. Понятно, что саудовские “благотворители” сеют отнюдь не умеренность.
Общее в ментальности мусульман Ирана и Египта действительно есть, и это - выраженный национализм. Завоеванные арабами еще в VII веке Персия и Египет сопротивлялись арабскому культурному влиянию.
Египет был окончательно арабизирован только в XI веке, при этом в стране осталось значительное и консолидированное христианское меньшинство. Иран же так и не был арабизирован, а ислам подверг трансформации, став центром шиизма. Египтяне, не вполне признавая себя арабами, безо всяких колебаний называют себя потомками фараонов. Иранцы, признавая себя мусульманами, не забывают о своем арийском происхождении и славной истории доисламской Персии. Так же, наверное, и казахские мусульмане не забывают о том, что они тюрки, и гордятся своим тюркским происхождением. Наверное, теоретически египетский национализм как государственная идеология мог бы стать фактором, сдерживающим салафизм, но при условии наличия ярких мыслителей, вдохновленных националистическими идеями. А они пока никого не вдохновили так, как салафизм.
Кстати, сам салафизм - явление исключительно суннитское. У шиитов и термина такого нет. Между тем в ваххабитской Саудовской Аравии шииты мусульманами не считаются и на них смотрят как на людей второго сорта. Они живут в нищете в богатых нефтяных районах Саудии, и периодически протестуют, но мир об этих протестах мало что слышит. При этом саудовские власти очень боятся восстания шиитов - наверное, этим можно объяснить, как быстро и энергично саудовские войска бросились недавно подавлять протесты бахрейнских шиитов против суннитского руководства. А иранское руководство озабочено экспортом “исламской революции” с шиитским уклоном. Так что ваххабитская Саудия с Ираном не дружит. Вряд ли стоит ожидать и от исламских радикалов Египта, финансируемых саудовскими спонсорами, симпатий к Ирану.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение