|
Ботагоз Сейдахметова
Дело летчиков, которых осудил таджикский суд, как и следовало ожидать, сказалось на судьбе таджикских гастарбайтеров в России. Таджикское издание Asia-Plus сообщает, что почти 300 граждан Таджикистана ожидают выдворения на родину в центрах временного содержания. “Все они задержаны за нарушение российского законодательства”, - цитирует издание слова пресс-секретаря Федеральной миграционной службы РФ Залины Корниловой.
По сути, эта мера - ответ российского МИДа на смелый антироссийский “демарш” таджикских правоохранителей. Будут знать, как поперек батьки идти. Впрочем, глава Федеральной миграционной службы России Константин Ромодановский уверяет всех, что-де выдворение таджикских граждан из страны - это “планомерная ежедневная работа по борьбе с правонарушителями”. Может, так и есть?
Напомним, что таджикский суд приговорил к восьми с половиной годам лишения свободы российского пилота Владимира Садовничего и его коллегу, гражданина Эстонии Алексея Руденко, признав их виновными в контрабанде, незаконном пересечении госграницы Таджикистана и нарушении правил международных полетов. То ли несправедливое (по мнению российской стороны) решение таджикского суда, то ли нечто другое, лежащее в плоскости ментальных и культурных разногласий, но дело вдруг приобрело такой оборот, что для его разрешения потребовалось вмешательство большого количества влиятельных персон. В этом списке известные российские дипломаты - министр иностранных дел Сергей Лавров и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. С таджикской стороны сам президент Эмомали Рахмон вступился за невинно наказанных летчиков. И справедливость, казалось бы, восторжествовала. Но осадок остался.
И такой, знаете, серьезный. Вот и глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко внес свою лепту в дело защиты летчиков от коварных таджиков и предложил временно запретить трудовую миграцию из Таджикистана по медицинским соображениям. Мол, у мигрантов из среднеазиатской страны выявляется множество случаев заболевания ВИЧ и туберкулезом.
Впрочем, в свое время Роспотребнадзор по политическим соображениям запретил продажу молдавского, а затем и грузинского вина и знаменитого “Боржоми”. В чем был поддержан российским правительством. Так что на этот раз досталось на орехи и главному таджикскому бренду в России - рабочим-мигрантам.
|
Глава Федеральной миграционной службы России Константин Ромодановский |
Би-би-си приводит слова правозащитницы Гавхар Джураевой, руководителя информационно-правового центра “Миграция и закон” при фонде “Таджикистан”, о том, что новый виток напряженности в отношениях Москвы и Душанбе усугубит и без того тяжелое положение мигрантов: “Отношение к Таджикистану и таджикским трудовым мигрантам кардинально поменялось в психологическом плане. И мы это уже чувствуем. Это выражается в разговорах, в оценках нашей позиции. Прессу российскую полистайте, почитайте комментарии. Нам известно, какова позиция патриотических сил России. Для “негативщиков” это был хороший подарок”.
А вот реакция таджикской интеллигенции, которую я вычитала в “Фэйсбуке”:
“Я не понимаю вот что, о чем думает наше государство, - задается вопросом один из таджикских авторов. - Ведь если всех таджиков будут выгонять из России, что здесь будет происходить - об этом даже страшно подумать. Наш народ и так голодает, нет работы, все уезжают отсюда. А тут вместо того, чтобы помочь народу... Кто сейчас будет страдать опять? Опять бедный народ, их теперь еще больше унижают в России, их выживают! Пусть Бог поможет нам в этой неловкой ситуации”.
“Я боюсь за наш народ. Я сама живу в Таджикистане. Просто мне судьба нашего народа небезразлична”, - признается одна из участниц форума.
“Считаю, что этот массовый отъезд как раз является одной из причин наших бед. У нас много незадействованных ресурсов”, - уверяет другой автор.
Ему отвечают: “Вы правы, но только в некоторой степени. Потому что те, кто остается в стране, все равно не задействованы в процессе принятия решений, которые могут менять нашу жизнь к лучшему. И это проблема”.
Мне понравилось неожиданное предложение другого форумчанина из Душанбе о том, что “нужен таджикский Ганди”. Почему бы и нет?!
Впрочем, вот версия другого душанбинского интеллигента: “Вы имеете в виду, что нужен общественный лидер, в которого бы поверили люди и пошли бы за ним? Но его же сразу бы ликвидировали как потенциального кандидата в президенты”. Но креативщик тут же отреагировал: “Англичане боролись всеми средствами с ним, но он голыми руками их победил”.
Впрочем, наиболее взвешенную оценку без лишних эмоций выдали таджикские политики и аналитики. Так, Би-би-си цитирует лидера Исламской партии Таджикистана Мухиддина Кабири, который уверен, что таджикские власти не учли, что в России начались предвыборные мероприятия и оппозиция может использовать дело пилотов в предвыборной агитации, а Кремль будет вынужден доказывать, что власть тоже способна защищать интересы своих граждан.
“В Таджикистане не просчитали возможные политические последствия этого дела, - говорит политолог Парвиз Муллоджанов. - Вероятно, это было связано с тем, что первоначально Россия очень вяло отреагировала на арест летчиков, содержание их в СИЗО и начало судебного процесса. Поэтому здесь создалось впечатление, что никакой реакции и не последует”.
Таким образом, рядовое для Таджикистана судебное разбирательство, где судьи чувствовали себя независимыми, аукнулось на судьбах многих таджикских гастарбайтеров. Ведь, по сути, о реальной независимости Таджикистана говорить не приходится. Даже при том, что там живет замечательная, продвинутая интеллигенция. Вот и выходит, что для полного счастья на просторах бывшего Союза нужны хорошие отношения с соседями? |