ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Будет ЦАС, но не сейчас Мир

Зачем нужен Союз неравных?
Ботагоз Сейдахметова
Идея объединения пяти бывших советских республик - Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана - в Центрально-Азиатский союз витала в воздухе давно и является естественной по многим причинам. Во-первых, потому что нас объединяет общая история, во-вторых - схожесть менталитетов и культур, в-третьих - географическая близость, в-четвертых - взаимосвязанные системы водного хозяйства и энергетики, в-пятых - общие вызовы безопасности.
Все эти причины логически привели еще в 2002 году четырех лидеров Центрально-Азиатских государств - Узбекистана, Казахстана, Киргизии и Таджикистана - к мысли о создании новой организации “Центрально-Азиатское сотрудничество” (ЦАС), которая придет на смену Центрально-Азиатскому экономическому сообществу


На деле процесс более глубокой интеграции между странами Центральной Азии пока не приобрел той необходимой скорости, о которой мечтает наш президент. На словах его довольно активно поддерживают все коллеги, однако воз и ныне там - каждая страна региона развивается в меру своих возможностей, ревниво оберегая от соседей свой суверенитет.
Аргументы тех, кто не торопится переходить от слов к конкретным делам, очень просты. Страны нашего региона находятся на разных стартовых позициях как по экономическим показателям, так и по степени внешнеполитических амбиций.
При этом часто при рассмотрении перспектив регионального союза ссылаются на опыт Европейского союза, который однозначно можно назвать положительным. Между тем у меня всегда было ощущение, что история возникновения Европейского союза большинству политиков нашего региона известна “на троечку”, потому как иные из них рьяно утверждают, что-де европейцам было легче, они были одинаково богатыми.
На самом деле, Союз угля и стали, с которого начался ЕС, был союзом государств, которые желали сообща восстановить разрушенную Второй мировой войной экономику, восстановить разбомбленные заводы и предприятия. Сделать это эффективно можно было только совместными усилиями. Так что вначале вожделенный многими восточно-европейскими странами Европейский союз начинался как союз неодинаково бедных.
Почивший ныне Советский Союз оставил после себя так называемый СНГ, эффективность которого весьма символична. Однако СНГ - это вывеска, которая объединяет страны по многим общим критериям и проблемам. Вывеска, которая сохранила пусть и слабое подобие региональной интеграции, но может служить отправной точкой для объединения по интересам.
Так, в отдельную группу стран постсоветского пространства аналитики включают Таджикистан, Армению, Молдову и Кыргызстан, как страны, лишенные опоры на значительные сырьевые запасы, со всеми признаками “устойчивой нестабильности”. Эта категория стран, которая пережила модификацию политических режимов, которая травмировала каждую по-своему.
Во вторую группу можно включить такие постсоветские страны, как Узбекистан, Туркменистан, Беларусь и Азербайджан, где относительная стабильность обеспечена за счет административного давления. Это страны, где политические режимы практически не подверглись реставрации, а социальные проблемы остаются глубоковнутренними, не заметными со стороны.
Третью группу стран эксперты относят к лидерам СНГ и делят на две пары. Первая пара: Россия - Казахстан. Вторая пара: Украина - Грузия. Первую пару объединяет сырьевой фактор роста экономики, в частности, богатые запасы нефти и газа. Кроме того, Казахстан и Россия практически одновременно проводят различные реформы, в том числе политической системы. По мнению экспертов, в этих странах политическая стабильность обеспечивается за счет самой политической системы.
Вторую пару объединяет отсутствие сырьевых ресурсов, но выраженное стремление к интеграции в западные структуры, такие, как НАТО и пресловутый ЕС. Украина и Грузия пережили цветные революции, цели которых были тоже общие - демократизация политической системы. Впрочем, пока постреволюционные политические системы Грузии и Украины периодически дестабилизируют общественную жизнь.
Что касается пяти бывших среднеазиатских республик, включая Казахстан, то нас объединяет многое. Выше я уже перечислила логическую цепочку, которая должна способствовать активизации интеграции в нашем регионе. Так или иначе, некие интеграционные процессы между странами происходят. В частности, мы просто вынуждены собираться на сезонные встречи для решения самого больного для региона вопроса - водно-энергетического. Увы, пока все на уровне деклараций.
На мой взгляд, развитию ситуации в позитивном русле мешает некое азиатское упрямство, замешенное на амбициях лидеров региона. Явное лидерство Казахстана, с одной стороны, раздражает наших соседей, с другой - и нам добавляет ненужного снобизма, который только мешает процессу интеграции в регионе.
Так, по мнению Виталия Волкова, редактора русской службы “Немецкой волны”, у Казахстана масса пробелов во внешней политике. Во-первых, нет реального подхода к проблеме Афганистана. Запад скоро уйдет из Афганистана, и все его проблемы лягут на плечи Казахстана, считает немецкий эксперт. Во-вторых, надо учитывать кризис Таджикистана и тот факт, что Узбекистан находится на перепутье.
Министр иностранных дел Казахстана Марат Тажин, выступая на недавнем Евразийском международном медиа-форуме в Алматы, сказал, что интеграционные процессы всегда были, есть и будут. В связи с этим он напомнил о недавнем официальном визите президента Узбекистана в Казахстан. В отношении идеи нашего президента Нурсултана Назарбаева о создании Центрально-Азиатского союза Ислам Каримов высказал мнение о том, что для начала необходимо создать свободную экономическую зону между странами региона и только потом говорить о создании политического союза. Министр считает, что на самом деле всякий интеграционный процесс начинается с экономической интеграции, просто в данном случае речь идет о разночтении.
alt

Марат Тажин: “Любое объединение начинается с экономической интеграции”

Марат Тажин перечислил три главных принципа интеграции. Первый принцип - сугубая добровольность. Второй принцип - сугубая прагматичность. И третий принцип - не только элитная, но и социумная поддержка (проще говоря, поддержка простого народа).
Все лидеры нашего региона прекрасно понимают необходимость интеграционных процессов. Есть ли новые механизмы интеграционных процессов? Марат Тажин напомнил восточную притчу о Ходже Насреддине. Когда Насреддина спросили, где лучше быть, когда несут гроб: сзади гроба или спереди? Он ответил: где угодно, но не посередине.
Так вот, видение Казахстана на то, как реализовывать процесс интеграции, состоит в том, чтобы работать предметно по конкретным вопросам, потому что 80 процентов договоров не работает и осталась на уровне деклараций.
Президент Казахстана предлагает ежегодно рассматривать какую-то одну проблему. В частности, сейчас на рассмотрении стран региона вопрос о железнодорожной колее, необходимость перехода на европейские стандарты. По мнению министра, за решением этого вопроса стоит геополитическая и геостратегическая проблемы, которые определят всю транспортную политику региона.
“Иногда мы телегу ставим впереди лошади и видим политику там, где ее нет”, - говорит Тажин. У Казахстана самая протяженная сухопутная граница с Россией. Географический аспект может быть основой для интеграционных процессов. Конечно, СНГ никогда не будет таким же союзом, как ЕС. Это вопросы из области прикладных и практических.
Сирийский журналист задал вопрос по проблеме разделения Каспийского моря, где решение зависит не только от стран СНГ, но также от Ирана и США, которые имеют в каспийской зоне свои военные силы. Он напомнил, что часто говорят, что Каспий пахнет кровью.
Марат Тажин выразил надежду, что Каспий все же пахнет нефтью, а не кровью. Министр напомнил, что страны, вовлеченные в каспийскую проблему, периодически встречаются, принимают совместные документы. В октябре прошлого года в Тегеране прошел саммит Прикаспийских стран. Там, по сути, стоят две главные проблемы. Первая - ширина береговой линии. И вторая - транспортировка грузов по Каспию.
То бишь совершенно конкретные планы, без политики.
Посол Казахстана в США Ерлан Идрисов, который также принял участие в Евразийском медиа-форуме, выразил мнение о том, что для стран региона необходимо строить здоровую экономику и здоровое общество. Можно ли при этом ставить знак равенства между демократией и стабильностью, насколько стабильность в нашем регионе соответствует западным ожиданиям, это другой вопрос. Странам СНГ, считает посол, важно вместе противостоять общим вызовам.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение