ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Новый политический кризис в Кабуле Мир

Ботагоз Сейдахметова
Вчера, 20 сентября 2011 года, в Афганистане был убит бывший президент страны, председатель Высшего совета мира Бурхануддин Раббани. Трагедия случилась во время переговоров с представителями движения “Талибан” во дворе его собственного дома.
По информации афганских СМИ, один из боевиков, участвовавших в теракте, - Вахид Яр - был одним из министров во времена правления талибов, много раз бывал в доме Раббани.
Убийство главного переговорщика от правительства с талибами невольно возвращает на десять лет назад, когда был убит лидер антиталибского сопротивления Ахмад Шах Масуд. Сегодня Масуд - национальный герой Афганистана, но, похоже, что ситуация с антиталибским сопротивлением с тех пор существенно не изменилась

Бурхануддин Раббани был президентом Афганистана с 1992 по 2001 год. В официальной биографии сообщается, что реально он не обладал президентскими полномочиями после взятия Кабула талибами в 1996 году, однако признавался международным сообществом как легитимный президент Афганистана.
Между тем, когда в 2002 году в стране шли обсуждения, кто станет президентом, Раббани официально заявил, что выдвигаться на какие-либо государственные посты он не намерен. Уже потом, когда президентом стал Хамид Карзай, тот предложил профессору Бурхануддину Раббани должность председателя Высшего совета мира. А по сути, главного миротворца в переговорах с остатками талибов и прочими противоборствующими группировками Афганистана.
С чем связано это убийство? Не говорит ли это о том, что у “Талибана” есть шансы вернуться к власти в стране?
С этими и другими вопросами я обратилась к двум известным экспертам, изучающим этот регион.

УНБ нуждается
в реформах

Андрей Николаевич Серенко, эксперт Центра изучения современного Афганистана, уверен, что убийство Раббани показывает, что переговоры с талибами возможны. Только отвечать талибам необходимо, прежде всего, на уровне технологии - технологии борьбы с терроризмом и подрывной деятельностью, считает эксперт.
- Андрей Николаевич, смерть бывшего президента Афганистана Раббани невольно возвращает к такой же трагической смерти Ахмад Шах Масуда. Казалось бы, прошло столько времени, а методы убийства важных персон в Афганистане, по сути, остались те же? Масуд стал национальным героем, ждут ли и Раббани такие же почести после смерти?
- Гибель Бурхануддина Раббани - это, прежде всего, технологический провал в деятельности афганских спецслужб. После ухода в отставку директора Управления национальной безопасности (УНБ) Афганистана Амруллы Салеха в июне 2010 года эффективность работы афганской службы госбезопасности резко снизилась. Именно после ухода Салеха и сворачивания в УНБ начатой им активной работы против пакистанских спецслужб произошли все резонансные убийства последних месяцев - убийство генерала Дауда Дауда, непримиримого борца с “Талибаном” на севере Афганистана, губернатора Кундуза Мохаммада Омара, главы провинциального совета Кандагара Вали Карзая, наконец, профессора Бурхануддина Раббани. Очевидно, что УНБ нуждается в серьезных реформах и возващении к методам работы, принятым в период руководства спецслужбой Амруллы Салеха.
“Талибан” сегодня бессилен вернуть себе власть. Его боевики могут убивать чиновников и военных, нападать на правительственные и военные объекты - это они делают, пользуясь неэффективностью работы афганских спецслужб и полиции. Поэтому сегодня главная задача для афганских властей - начать реформу силовых ведомств, усилить УНБ и полицию, используя для этого помощь международного сообщества.
“Талибан” - это сегодня не идеология, а технология, технология подрывной, диверсионной борьбы (по оценкам афганских экспертов, не более 10 процентов талибов воюют против Кабула и сил США и НАТО “за идею”, остальные 90 процентов - наемники, зарабатывающие таким путем деньги). Поэтому отвечать талибам необходимо, прежде всего, на уровне технологии - технологии борьбы с терроризмом и подрывной деятельностью. Амрулла Салех в свое время показал, что это возможно.
Вряд ли профессор Раббани станет национальным героем Афганистана, сопоставимым с Ахмад Шахом Масудом. Масуд был военным, полевым командиром. Раббани - чистый политик, лидер крупной и влиятельной партии “Исламское общество Афганистана” (ИАО), в которой, кстати, состоял и Ахмад Шах Масуд. Гибель Раббани может спровоцировать новый политический кризис в Кабуле, способствовать не консолидации, а еще большему разобщению кабульских элит. “Северяне” еще меньше будут доверять правительству Хамида Карзая и его политике национального примирения. Не исключаю, что уже через два дня на экстренной сессии афганского парламента оппозиционные депутаты потребуют отставки не только руководителей силовых ведомств, но и самого президента Карзая.
- Известно, что Раббани возглавлял Высокий совет примирения - орган, пытавшийся поддерживать дипломатические отношения между противоборствующими группировками и движениями Афганистана. Убили его во время такой встречи с талибами. Выходит, что переговоры с “Талибаном” невозможны?
- Убийство Раббани, напротив, показывает, что переговоры с талибами возможны и что они пугают тех, кто является “непримиримой оппозицией”, - группировку Хаккани (которая, скорее всего, стоит за убийством лидера Высшего совета мира). Раббани был уничтожен именно в разгар переговорной интриги, в тот момент, когда на контакт с ним начали выходить даже руководители пакистанских проталибских организаций. Разумеется, это не могло не насторожить группировку Хаккани, операторов “Аль-Каиды” и пакистанские спецслужбы, традиционно опекающие афганских талибов.
Напомню также, что профессор Раббани незадолго до своей гибели был в Тегеране, где принимал участие в исламской конференции теологов, на которой, в том числе, велся поиск религиозного обоснования несоответствия нормам ислама тактики самоубийств. Это очень серьезная и важная работа, так как, если такое обоснование будет найдено и озвучено исламским духовенством, то “Аль-Каида” и “Талибан” лишатся своего главного острого оружия - террористов-смертников. Раббани останется в новейшей истории Среднего Востока человеком, попытавшимся на доктринальном, религиозном уровне лишить исламский экстремизм идеологической базы для вербовки и воспитания террористов-фанатиков.
- Накануне этой трагедии нынешний президент Карзай встречался с президентом США Обамой. О чем стороны говорили, если учесть, что в последнее время Карзай заигрывал с талибами?
- Хамид Карзай и Бурхануддин Раббани не заигрывали с талибами, а пытались использовать внутреннюю неоднородность “Талибана” для поиска тех сил в радикальном движении, которые готовы сесть за стол переговоров с официальным Кабулом. И нельзя сказать, что эта работа была безрезультатной. США активно поддерживали переговорный процесс и участвовали в нем. Думаю, об этом и говорили Хамид Карзай и Барак Обама.
alt
Гибель Раббани может спровоцировать новый политический кризис в Кабуле...
“Талибан”:
шансы вернуться

Независимый исследователь региона Афганистан - Пакистан, кандидат политических наук Василий Борисович Кравцов считает, что это убийство связано с пакистанскими спецслужбами.
Он говорит, что Пакистан руками Ай-Эс-Ай целенаправленно и последовательно физически ликвидирует своих противников, о чем свидетельствует целая серия заказных убийств, или, точнее, террористических актов в отношении влиятельных политических персон в Кабуле, Кандагаре, на севере Афганистана.
- Карающий меч ISI, как видите, не только достал Ахмад Шаха Масуда, но и ровно через 10 лет этот же, или тот же самый, карающий меч ISI настиг патрона Масуда - Бурхануддина Раббани, - говорит эксперт. - Сейчас Карзай со слезами на глазах умоляет Обаму обеспечить и гарантировать охрану Карзая во время похорон. С одной стороны, Господь Бог действительно могуч, всезнающ и всевидящ, и он действительно воздает по заслугам. С другой стороны, происшедшее с Раббани - очередное свидетельство провала пакистанской политики США. На протяжении десятилетий вскармливая в качестве своего первейшего союзника в регионе псевдодемократическое по форме, радикально-исламистское и ультра-националистическое, панджабское по сути государство, США стали заложниками собственного догматизма. Американцы до сих пор продолжают верить в то, что убийство Ахмад Шаха Масуда - это дело рук “Аль-Каиды”, а не пакистанских спецслужб. И чем больше они в это верят, тем большие трудности ждут их на пути реализации своих внешнеполитических воззрений в регионе Южной Азии и Среднего Востока. Американцы так и не могут понять, что в Афганистане они терпят поражение не от какого-то никому не понятного движения “Талибан”, а от Пакистана, к которому аккуратно и осторожно пристроился Иран.
- Василий Борисович, с чем связано это убийство? Не говорит ли это о том, что у “Талибана” есть шансы вернуться к власти в стране?
- Движение “Талибан”, как выращенная и управляемая Пакистаном военно-политическая сила, всегда имела и имеет шансы вернуться к власти в стране.
Пуштунский этнос, насчитывая более 40 миллионов человек по обе стороны афгано-пакистанской границы, будучи отвергнутым международным сообществом, будучи представленным в качестве едва ли не главного международного террориста, оказался вынужденным пойти на сотрудничество с исторически противным ему панджабско-синдхским режимом Пакистана ради сохранения самого себя, ради продвижения по политическому пути Палестины. Таким образом, само движение “Талибан”, с одной стороны, удачно вписано в исторические и политические амбиции пуштунов, с другой - на данном историческом этапе оно соответствует региональным и территориальным притязаниям Исламабада. То есть это движение помимо всего прочего имеет серьезную объективную основу, определенный исторический ракурс, которые окружающему миру можно не замечать и игнорировать. Но это уже проблемы окружающего мира, а не пуштунского народа.
Одним словом, как бы того ни хотели многие в Афганистане, США, Иране и некоторых других странах, движение “Талибан” как современная политическая форма выражения глубинных исторических чаяний пуштунского народа непременно будет у власти в Афганистане - монопольно или коалиционно с другими политическими силами страны. И по этому поводу не надо питать никаких иллюзий. Поначалу это будет безусловно пакистано-ориентированная политическая сила в Афганистане, но только поначалу. В последующем Ай-Эс-Ай не удержит эту силу в своих руках, как не смогла удержать Бурхануддина Раббани в 1992-1994-х годах.
- Как Вы считаете, насколько Обама выполняет свои обещания по Афганистану в части вывода американских войск и предоставления возможности Карзаю или властям Афганистана самостоятельных действий?
- Что касается политики Обамы, то хотя она и не выглядит столь принципиальной и последовательной, каковой была советская политика в отношении Афганистана, тем не менее нельзя не заметить, что нынешняя администрация в отличие от предшествующей сделала явный уклон на сочетание военного давления с проектами развития в Афганистане.
Всякий раз в ходе бесед с заинтересованными американскими собеседниками мне приходится объяснять им, что Советский Союз прилагал еще большие аналогичные комбинированные усилия, делал явный акцент на проекты развития - и результат известен. То же самое произойдет с американской политикой в Афганистане. Американцам крайне сложно понять, что любая их военная или экономическая активность в Афганистане - это путь не туда, куда надо. Выход из афганского тупика лежит исключительно в плоскости стабилизации, успокоения внутри Афганистана и лишения Пакистана всяких шансов на удовлетворение своих территориальных и регионально-политических амбиций за счет Афганистана. Потеряв Восточный Пакистан (Бангладеш), Исламабад лелеет мечты одержать реванш на западном, афганском направлении. Однако такой реванш возможен лишь на крайне короткий период времени и исторически бесперспективен. Выполняет ли Обама свои обещания по Афганистану или не выполняет, предоставляет ли он большую самостоятельность афганским властям - это уже вопросы вторичные.
Совершенно неприемлемо, что в результате 10-летней американской активности в Афганистане силы ISAF во взаимодействии с афганскими правоохранительными органами не в состоянии обеспечить элементарные условия безопасности даже в Кабуле, в его центре, в районе Вазир Акбар хан. Мы себе такого даже представить не могли с 1979 по 1992 год, чтобы центральные районы Кабула не сходили со сводок боевых действий афгано-пакистано-американского вооруженного противостояния. Похоже, дела у международной коалиции совсем плохи.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение