Ботагоз Сейдахметова
Внимание к Турции за последние пару лет обострилось в свете ярких выступлений ее ведущих политиков: от премьер-министра до министра иностранных дел. Общий рефрен выступлений примерно таков: Европа перестала быть центром мира, а потому сегодня формируется новый мир, и он нуждается в адекватном восприятии действительности. Мир нуждается в новом порядке. И похоже, что Турция, которая считает себя лидером региона, также претендует на полноправное участие в решении и глобальных проблем.
Почему бы и нет?
Тюркско-арабский гамбит
По мнению казахстанского политолога Саната Кушкумбаева, амбиции Турции на лидерство в Ближневосточном регионе вполне оправданны. Он считает, что опыт Турции в сфере госстроительства и управления может представлять большой интерес для многих мусульманских стран.
А что касается турецкой модели демократии, то, по его мнению, Турция, как страна с подавляющим мусульманским населением, демонстрирует один из успешных примеров сосуществования светского государства и умеренного ислама. “Экономическое развитие страны, опыт демократических преобразований - все эти факторы делают привлекательной турецкую модель, - говорит политолог. - С учетом роста влияния Турции в регионе, вполне оправданно выглядят попытки Анкары закрепить эти тенденции. Хотя вполне очевидно, что Турция понимает, что в обозримой перспективе ей нет необходимости претендовать на исключительные позиции. Иран, Саудовская Аравия, Египет, Сирия - каждая из этих стран имеет свои преимущества. Поэтому закономерно Турция пересматривает свои партнерские связи со странами региона. Один из примеров - недавно заключенное важное соглашение о партнерстве между Турцией и Египтом, носящее стратегический характер”.
Армяно-турецкий вопрос
Между тем у Турции немало нерешенных внешнеполитических вопросов. И один из них - это отношения с Арменией. Два года назад я писала о том, что Анкара и Ереван подписали исторический документ о нормализации двусторонних отношений между Арменией и Турцией. Но на деле отношения между двумя странами так и остались на прежнем уровне. Причины все те же: Анкара пытается влиять на карабахский вопрос, поддерживая позицию Азербайджана. То бишь продолжает наступать на больную мозоль внешней политики Армении. Со своей стороны Ереван не собирается забывать или прощать геноцид армян в 1915 году в Турции.
Найден ли компромисс? С этим вопросом я обратилась к бывшему послу Армении в Казахстане, доктору исторических наук, востоковеду-историку Эдуарду Хуршудяну.
Он подтвердил, что между Турцией и Арменией отсутствуют дипломатические отношения, граница между двумя странами закрыта с 1993 года по инициативе официальной Анкары.
Между тем он напомнил, что история попытки нормализации отношений между странами началась еще в 2006 году. А в октябре 2009 года главы МИДов Турции и Армении Ахмет Давутоглу и Эдвард Налбандян при посредничестве Швейцарии подписали в Цюрихе Протокол об установлении дипотношений и Протокол о развитии двусторонних отношений.
К концу 2009 года армянские СМИ писали о том, что если к марту 2010 года Великое национальное собрание Турции не ратифицирует протоколы, то Армения отзовет свои подписи. Это заявление было вызвано стремлением Турции ратифицировать протоколы не ранее решения нагорно-карабахской проблемы.
Со своей стороны Армения не собиралась отступать от политики признания геноцида 1915 года. В марте 2010 года Конгресс США принял резолюцию о признании геноцида армян в марте 2010 года. Турция в ответ обвинила Ереван в давлении на Стамбул.
Во время встречи двух президентов в апреле 2010 года в Вашингтоне стало окончательно ясно, что процесс ратификации зашел в тупик с обеих сторон. Как результат этого - Республиканская правящая партия коалиции Армении предложила приостановить процесс ратификации. Таким образом, Армения заморозила процесс нормализации армяно-турецких отношений, не выходя, однако, из него. Наблюдатели назвали это событие окончанием этапа “футбольной дипломатии”.
По словам ученого, судьба армяно-турецких протоколов, подписанных в октябре 2009 года, стала еще более неопределенной после того, как документы были сняты с повестки турецкого парламента. В соответствии с регламентом законодательного органа Турции проекты документов автоматически исключаются из повестки в случае, если они не обсуждаются в течение одного созыва и не перенаправляются в парламент премьер-министром или депутатами парламента. Среди таких документов - 513 международных договоров и соглашений и 248 законопроектов. До сих пор неясно, намерен ли премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган вновь представить протоколы в парламент. Анкара может вновь внести их в повестку нового парламента, ибо это все равно ни к чему их не обязывает, но может оказать положительное влияние на имидж Турции.
Эдуард Хуршудян считает, что сегодня во всем мире Турция воспринимается как сторона, провалившая процесс армяно-турецкого примирения, это факт.
По его мнению, судьба армяно-турецких отношений зависит от решения двух важнейших для Армении проблем - это признание геноцида 1915 года и открытие армяно-турецкой общей границы. Согласно точке зрения экспертов, в случае, если Турция признает геноцид, то это может отрицательно сказаться на авторитете Турции, последуют претензионные судебные иски со стороны потомков жертв геноцида для получения компенсации, а также могут быть выдвинуты территориальные претензии. |