|
Ботагоз Сейдахметова
Рост ВВП 9 с половиной процентов
Китай и Россия - два наших соседа, от которых мы вольно или невольно зависим и на которых ориентируемся как в политике, так и в экономике. За последние двадцать лет эти отношения Казахстана с великими соседями становятся все более значимыми. Китайский и российский бизнес давно и прочно работает в нашей стране, а внутренний и внешний политические вектора Казахстана однозначно направлены на Москву и Пекин. Так что качество отношений между этими ведущими государствами нашего региона немаловажно и для нас - соседей и соратников по ШОС.
Недавно Россия и Китай широко отметили десятилетие подписания Китайско-Российского договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. По мнению старшего научного сотрудника Китайской академии социальных наук, Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Сюэ Фуци, у Китая и России нет нерешенных вопросов
- Господин Сюэ, какие вопросы двухсторонних отношений России и Китая до сих пор остаются нерешенными? В частности, как идет процесс сотрудничества в области поставок российского природного газа в Китай? Завершены ли демаркация и делимитация границы между двумя государствами?
- Как вы, наверное, знаете, между КНР и РФ нет никаких нерешенных вопросов. Что касается вопроса границы, как известно, в результате кропотливой работы и ответственного подхода вопросы границы урегулированы вполне благополучно. 14 октября 2008 года представители КНР и РФ провели церемонию завершения демаркации границы на острове Хэйсяцзыдао (Большой Уссурийский остров), таким образом были поставлены все точки над i по вопросам, связанным с демаркацией общей границы протяженностью в 4300 километров.
И то, что стороны смогли найти разумное решение, свидетельствует о том, что мы вместе с нашими российскими партнерами серьезнейшим образом настроены на долгосрочные добрососедские отношения с Россией. Кроме того, это также создает дополнительные возможности для развития, в том числе сотрудничества туризма двух стран в приграничных регионах.
Совсем недавно было широко отмечено десятилетие подписания Китайско-Российского договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Стороны едины во мнении о том, что в 2001-2011 годах межгосударственные отношения переживают лучший период в истории своего развития. И это дает нам основания и уверенность с оптимизмом смотреть на дальнейшее развитие наших отношений.
Что касается поставок российского природного газа - насколько нам известно, идут переговорные процессы, поставщик и покупатель согласовывают вопросы, главным образом связанные с формулой ценообразования. И когда будет достигнута договоренность, нам не известно.
- Как политическая элита Китая реагирует на смену политической элиты в России? Что теряет или наоборот приобретает официальный Пекин, если тандем “Путин - Медведев” в Кремле ослабнет? И существуют ли личные дружеские отношения между главными политическими лицами обоих государств?
- Излагаю свое личное мнение, которое ни в коем случае не претендует на некую “элитность”. Говорю только от себя.
Не думаю, что в результате думских и президентских выборов в России происходит смена элиты. Это потому, что политическая конструкция, которая была сформирована при В.В. Путине, рассчитана на довольно длительный срок в рамках стратегии возрождения России. Нет оснований считать, что такая конструкция будет пересмотрена кардинальным образом.
Вы знаете, как это важно, если знаете, что у вашего партнера все нормально и стабильно в ближайшем будущем. А если перенести параллели на межгосударственные отношения, то легко можно сделать вывод о том, что когда у нашего стратегического партнера, а Россия является таковым для Китая, в средне- и долгосрочной перспективе обеспечивается политическая стабильность, то и у нас для политического планирования возникает уверенность в партнере. Это абсолютно большой плюс, и грех им не пользоваться. В таком случае вопрос персоналий как бы несколько отступает на второй план что ли.
Так что в этом смысле в Китае совершенно спокойно смотрят на то, что происходит в России в политической сфере, и особо не переживают на этот счет. В любом случае развитие межгосударственных отношений - общая стратегия для наших стран, которая к тому же отвечает коренным интересам наших народов.
- Я думаю, что в Китае прекрасно понимают политическую систему России, которая весьма далека от “идеальной” западной модели демократии. На мой взгляд, в России и в Китае - однопартийная парламентская система, везде рулит партия власти. Как Вы считаете, господин Сюэ, новые или реанимированные партии в России - это реальная политическая сила со своими целями и амбициями или это игра в демократию, когда на деле просто произойдет рокировка во властной верхушке путем сговора?
- Но я, прежде всего, вовсе не склонен думать, что существует некая идеальная западная демократия, которая могла бы быть эталоном для всех остальных. Россия и Китай, равно как и другие народы мира, имеют право и возможности развивать собственную модель государственного управления, прежде всего в интересах собственной страны, и совершенно не важно, как она называется.
Касательно партийной системы России. Как принято считать, политическая партия создается единомышленниками для завоевания власти, для реализации собственной программы в области внутренней и внешней политики, экономики и общества. Все это, конечно, очень чисто и гладко только теоретически, на бумаге. В жизни там же бывают всякие интересы, цели и амбиции, и все переплетается порой самым удивительным образом.
С точки зрения теории политического развития политические партии переживают стадию становления, и в таком контексте представляется, что пока имеет место поляризация в обществе, где сосуществует очень небольшое количество богатых и абсолютное большинство бедных, когда идет сращение богатства и власти и в то же время маргинализация бедных, крайне сужается поле деятельности для политических партий. И это касается не только России.
Тем временем мы не можем воспринимать процесс партийного строительства в России как некую фикцию, в ключе некой конспирологии. То, что какая-то политическая партия, по сути, представляет интересы только богатых, это вовсе не говорит о том, что все делается в сговоре.
Политическая борьба - явление сложное, многогранное. А упрощение ситуации, равно как ее усложнение, только мешает нам адекватно воспринимать ее.
- Нужна ли вообще России демократия в ее классическом понимании? Особенно на фоне интеллигентских рассуждений о роли и месте в истории Российской империи.
- На мой взгляд, демократия это прежде всего гуманный образ жизни в политической сфере. Следовательно, демократия есть ценность, к которой стремятся и должны стремиться все народы. Таков мегатренд развития человечества.
Одно могу сказать однозначно, что страны, и Россия в том числе, будут развивать такую модель демократии, которая созвучна с системой ценностей своего народа. В противном случае она просто не будет работать.
- Кого из российских политических персон России Вы могли бы отметить как сильных, влиятельных и харизматичных персон, которые имеют потенциальные шансы оставить свой след в истории современной России?
- Владимира Владимировича Путина.
- Считается, что ШОС - организация, в которой учитываются только интересы двух ключевых государств-членов - Китая и России. Согласны ли Вы с таким мнением? Насколько в самом Китае оценивается сила и влияние ШОС? И каковы интересы России и Китая в ШОС по отдельности и вместе?
- Не могу согласиться с утверждением, что в ШОС учитываются только интересы Китая и России.
Наверно, не стоит мне здесь лишний раз говорить о предыстории создания ШОС. Это всем хорошо известно. Могу сказать только, что те цели и задачи, которые заложены в уставных документах, реализовываются вполне сносно. Сила и влияние организации заключаются в том, что страны-участницы всегда имеют возможность спокойно рассмотреть и обсудить проблемы, связанные с обеспечением безопасности и спокойствия в нашем регионе. Так что в Китае ШОС оценивается как весьма эффективный механизм, который позитивно влияет на ситуацию в регионе. Вот недавно в Астане был проведен юбилейный саммит в честь десятилетия ШОС. И все настроены на серьезную работу в рамках организации.
Насчет интересов. Полагаю, что за прошедший период организация показала свою жизнеспособность как раз в силу общности интересов всех участников. ШОС работает и будет работать именно в таком ключе - общность интересов, учет интересов партнеров по тем или иным вопросам.
|
Китай живет по своим законам, ведь нужно прокормить огромное население страны |
- Господин Сюэ, не могу не задать вопрос об экономике Китая - главной теме последних десяти лет. США опасаются, что Китай в очень ближайшей перспективе может стать экономикой мира номер один. В то же время часть российских аналитиков склонна думать, что экономические показатели Китая сильно преувеличены, что Китай может ожидать перегрев экономики... Каковы все же возможности Китая? Сможет ли КНР сохранить положительные показатели развития экономики?
- Говоря об экономике Китая, мы всегда исходим из того, что в стране проживают 1,3 миллиарда человек и любые показатели ВВП делятся на вот такую константу, в результате мы получаем весьма и весьма скромную цифру по сравнению с западными странами и не только. И совершенно понятно, что страна должна прежде всего обеспечить огромное население продуктами питания, товарами первой необходимости и долгого использования, причем только и прежде всего за счет собственного производства.
В такой ситуации совершенно нормально, когда по многим показателям Китай лидирует в мире. А через некоторое время нас даже прочат в лидеры мировой экономики.
В то же время у нас прекрасно понимают то, что, с одной стороны, норма потребления в Китае несравнима с таким показателем в других странах, особенно в промышленно развитых, а с другой - мы физически не можем дойти до нормы потребления западных стран - ресурсов не хватает. В такой ситуации страна вынуждена балансировать между потреблением и развитием. Пока, то есть до некоторых пор, все шло в пользу производства. Это, безусловно, перекос, который не отвечает интересам долгосрочного развития страны.
Как известно, стимулирование внутреннего потребления за счет повышения доходов населения, в особенности социально уязвимых слоев, является безусловным приоритетом в 12-й программе социально-экономического развития страны, принятой на сессии ВСНП КНР в марте этого года. Кроме того, делаются серьезные шаги, направленные на решение проблемы диспропорции между регионами, отраслями, городом и селом страны.
По последним данным, опубликованным 13 июля 2011 года, рост ВВП Китая за прошедший квартал остается ровным - 9,5 процента. Другими словами, рост пока является стабильным. И это, безусловно, хорошая новость для мировой экономики. В то же время в стране идут серьезные инфляционные процессы - на конец июня рост потребительских цен составил 6,4 процента главным образом из-за подорожания свинины, которая является важным ингредиентом для каждодневного рациона китайцев.
Мы понимаем, что при населении в 20 процентов от мирового Китай имеет всего 9 процентов от доли в мировой экономике. Пока экономика будет расти, в стране делаются серьезные шаги, чтобы она росла не за счет огромных инвестиций и ухудшения экологической ситуации, а за счет роста потребления населения, за счет внедрения новых и высоких технологий. Здесь речь идет о смене парадигмы, модели экономического развития.
Кроме того, преувеличение показателей и перегрев экономики - извините, это совсем разные вещи. Не знаю, по какой методике наши коллеги делают подобные выводы. В любом случае, результат за предыдущие 4 квартала, то есть 9,5 процента роста ВВП, - это не перегрев. Поскольку раньше было больше - более чем 10 процентов. По всей видимости, 9,5 процента говорят о некой стабилизации.
Подытоживая, можем сделать вывод о том, что китайская экономика в целом находится в нормальном состоянии.
Такая оценка, безусловно, была дана на уровне макроэкономики. Конечно, существует множество проблем как на макроуровне, так и на микроуровне. С проблемами борются всеми доступными средствами. Тут главное, чтобы приоритеты были расставлены адекватно экономической ситуации и задачам социального развития. То, что сейчас предпринимается правительством Китая, как раз дает нам основание так считать. |