|
Ботагоз Сейдахметова
“Польша обращается к своим европейским друзьям с простым посланием: “Мир по-прежнему важен”, - пишет Петр Мацей Качиньский, научный сотрудник Centre for European Policy Studies по поводу польского председательства в ЕС
Напомню, что 1 июля 2011 года Польша на полгода приняла на себя председательство в Европейском союзе. Событие могло бы остаться рядовым, ведь это восточноевропейское государство не входит в тройку главных членов ЕС, таких как Франция, Великобритания и Германия. Периоды лидерства в ЕС этих трех государств уже вписаны в историю союза как отличившиеся громкими заявлениями, проектами и стратегиями. Так, Германия в 2007 году предложила стратегию ЕС в отношении Центральной Азии, которой пытается всячески следовать и сегодня с истинной немецкой педантичностью.
Вообще, мой опыт журналиста подсказывает, что председательство в ЕС - это некий шанс для страны, возможность показать свою значимость, а для менее влиятельных членов ЕС - возможность доказать, что их приняли не зря в этот вожделенный союз.
Но Польша все же стоит особняком в этом списке юных государств-членов Европейского союза, потому что всегда считала нужным иметь собственное мнение на многие общие вопросы внешней политики ЕС. Например, собственную позицию в вопросе американского вторжения в Ирак - поляки отправили своих солдат в Ирак. Собственно, именно этот факт в короткий срок превратил Польшу в европейского изгоя.
По мнению Петра Качиньского, у Польши “оставалось право на свою собственную политику независимо от моральных взглядов правительств в Париже и Берлине”. “Оглядываясь назад на решения, принятые в Варшаве, принимающие их поняли, что поддержка политики США на Ближнем Востоке была бы, наверное, неправильным шагом, но в то же время и источником важных положительных изменений для Польши. Во-первых, ее позиция в мире укрепилась, так как Польша оказалась надежным партнером Соединенных Штатов. Во-вторых, поляки смогли использовать свой военный потенциал в Ираке и в войне в Афганистане для модернизации своей армии”, - пишет в своей работе “Польша в ЕС: Более светлая сторона Европы” Петр Качиньский.
Кроме того, автор вспоминает период правления братьев Качиньских, когда “родились многие конфликты между Польшей и Европейской комиссией и другими учреждениями”, в частности, по вопросам молочных квот, общеевропейской консолидации банков, реализации программы “Натура-2000”, государственной помощи для верфей, отношений к правам меньшинств, польского вето на партнерство ЕС-Россия, а также переговоров по договору о сотрудничестве, полного сопротивления политике изменений климата, отказа принятия Хартии основных прав, сопротивления системе двойного большинства при голосовании в Совете и окончательной задержки ратификации Лиссабонского договора в Польше.
Польский эксперт считает, что в результате всего этого Польша завоевала неблагоприятную репутацию государства, ведущего нереальную европейскую политику, а также новые ярлыки “русофобов” и “гомофобов”, которые обычно несправедливо использовались некоторыми левыми политиками. “Однако правительство Качиньского сделало немного, чтобы их опровергнуть”, - утверждает эксперт.
Он уверен, что с приходом к власти правоцентристского правительства в 2007 году премьер-министр Польши Дональд Туск стал одним из самых влиятельных и надежных партнеров в европейской политике. “Отношения с Германией и Францией наладились, что позволило решить многие существующие конфликты. Конструктивный диалог с Россией оказался возможным. Другие уже существующие и новые разногласия с ЕС решаются путем разумного диалога”, - уверен польский эксперт.
История Польши дает иное представление о том, что означает мир для европейской интеграции, считает Петр Качиньский. По его мнению, историческая память поляков и многих других народов Центральной и Восточной Европы формируется, в главной мере, на основе более новых событий.
Петр Качиньский уверен, что польское председательство в Совете в 2011 году является кульминацией процесса размещения Польши - “самой маленькой и бедной из больших стран ЕС и крупнейшей из малых наций - на европейской политической карте, как уважаемого, компетентного и надежного партнера”. |