ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Религия - это дисциплина духа Мир

Ботагоз Сейдахметова
Считает заведующий отделом “Культура и религиозная философия” Института философии и политологии МОН Казахстана религиовед Анатолий Косиченко

О противоречиях
и исламских эмиссарах

alt
“Сегодня диалог ислама и христианства становится одной из ведущих идеологических тем. Сами верующие, члены этих конфессий, склонны к позитивному разрешению всех существующих между ними споров, но, образно говоря, “дизайнеры” и “архитекторы” современного мира строят его совершенно иначе, им нужны постоянные линии напряженности. Это сознательная и крупная геополитика и геостратегия”, - предупреждал когда-то Анатолий Косиченко в споре с другими казахстанскими аналитиками.
На этот раз он стал гостем дискуссионного клуба “Айт-парк”, где еще раз подтвердил мнение о том, что религия - это форма, которая выражает противоречия. Религия лишь подхватывает противоречия, но внутри ислама противоречий нет, считает эксперт. Косиченко говорит, что внутри православной церкви много противоречий. В частности, православный мир озабочен порядком, в котором перечисляют 15 церквей на проповедях.
Что касается противоречий между исламом и христианством, то, с точки зрения догматической сущности, им нечего делить. “Вообще, религии не противостоят. Между тем христианский мир обеспокоен христианофобией”, - считает ученый.
При этом он отметил, что происходит раскол мусульман по новым параметрам. Относительно недавно, в советское время, было разделение мусульман по этническим квартирам: была казахская мечеть, уйгурская мечеть, татарская мечеть. Сегодня люди начинают узнавать об исламе все больше, и это является предзаложенностью к новому разделению.
По его словам, часто азиатские этносы автоматически записываются в мусульмане, а славяне - в православные христиане. Однако такой подход к определению религии, которую исповедует тот или иной человек, - это ложный посыл, который опасен в контексте национальной безопасности.
Например, сегодня в обществе опять заговорили о салафитах, которые считают себя истинными мусульманами. Но человек искренне верующий никогда не станет обвинять другого в том, что тот исповедует неправильную религию. “Так и возникают противоречия, когда какая-то группа считает себя приверженной к “чистому” исламу”, - говорит Анатолий Косиченко.
Вообще, сегодня довольно сложно определить, кто к какой религии относится, а кто является атеистом. Согласно опросам населения Казахстана, 65 процентов исповедуют ту или иную религию, при этом 40-45 процентов - ислам. Но если говорить о том, сколько процентов населения посещает мечети или церкви, то здесь наблюдается значительное снижение данных. “Казахстанская реальность сильно преувеличена, - считает ученый. - У нас много сомневающихся и атеистов”.
В соседней России ситуация схожая. Официально 80 процентов населения считают себя православными христианами, но церковь посещают около 15 процентов верующих, а причащаются только 5 процентов.
Между тем, что касается ислама, то существует и такое понятие, как классический ислам, к которому относятся все арабские страны. Собственно, в этом случае именно этнический фактор играет ведущую роль. Логика проста: Коран был ниспослан миру на арабском языке, а значит арабы - носители классического ислама. Так считают арабы. Но ученый уверен, что мусульмане любой национальности имеют право читать Коран на своем языке. И это будет справедливо.
В начале 1990-х годов в нашем регионе особенно хорошо ощущалось влияние иностранных эмиссаров от ислама. Так, эмиссары из Саудовской Аравии были теми, кто принес тот самый классический ислам в наши республики.
Сегодня духовные управления республик Средней Азии не высылают на учебу своих имамов и студентов. Потому что у нас своя специфика. Но образование для имама очень важно, важно умение вести духовную и идеологическую дискуссию.

О революциях
События в арабском мире для многих экспертов стали поводом для дискуссии на тему: возрождение ислама или его агония стоят за арабскими революциями. Анатолий Косиченко сообщил, что известный российский исламовед Игнатенко написал статью по этому поводу, где выразил мысль, что это последний вздох ислама, и заявил, что организация “Братья мусульмане” в Египте не примет участия в предстоящих выборах.
“Я с этим не согласен, - говорит казахстанский ученый. - Мне кажется, что на выборах “Братья-мусульмане” займут заметное место и правильно сделают”.
Он сообщил, что в Саудовской Аравии недавно вышла фетва, что ислам не может участвовать в политической жизни.
В дискуссионном клубе ученый развил мысль о том, что революции и потрясения были в христианском мире. Для примера он назвал Латинскую Америку, где социализм имеет католическое лицо. За последние 50 лет там произошло более 18 переворотов.

О роли религии
в современном мире

По мнению Косиченко, есть тенденции ухода религии из жизни граждан. Роль религии значительно падает, а ведь религия - это прежде всего дисциплина духа. Впрочем, эксперт уверен, что окончательно религия не исчезнет.
Так, в Европе, где сегодня живет значительное число мусульман, растет уровень исламофобии, потому как Европа понимает, что она теряет свои христианские корни. При этом Анатолий Косиченко привел в пример статистику, согласно которой более 20 тысяч храмов и церквей в Европе проданы под увеселительные заведения. Вообще в Европе религия перешла в сферу чистой политики.
Приведу цитату из слов ученого, которую он высказывал ранее: “Отдельные европейские страны, проводя социологические исследования, получают довольно интересные цифры. Скажем, 60-70 процентов населения той или иной страны опасаются ислама. Но мы же знаем: как будет поставлен вопрос, таким будет и ответ. Такого рода социологические исследования - это еще не объективное доказательство агрессивности ислама. Это представление об исламе специально возбуждается и подогревается в качестве линии раскола между христианским и исламским мирами. Да, от отношений двух этих миров многое зависит, но надо понимать, что та же Европа, как уже говорилось, теряет христианский потенциал и там заметно нарастает исламское присутствие. Во Франции, например, 300 тысяч коренных французов приняли ислам, в Германии - 250 тысяч, в Италии - 150 тысяч. Как религия, ислам притягателен своей целостностью, сохранением нравственных основ в семье и в поведении. А когда в обществе идет всеобщее разложение, человек желает прикоснуться к каким-то фундаментальным ценностям”.
На мой вопрос, почему в среде этнических европейцев сегодня много новообращенных мусульман, среди которых есть те, кто активно участвует в радикальных исламских террористических организациях, Анатолий Косиченко полушутя ответил, что образованный мусульманин не станет воевать и убивать. А потому так много новообращенных среди европейцев.

Кто такие суфии?
На самом деле, еще вчера мы называли себя просто мусульманами или православными, а сегодня уважающий себя мусульманин обязательно укажет, какой именно он мусульманин - суннит, коранит, шиит, суфий, салафит, кто он внутри суннитов и прочее. Лично я в этом не очень сильна.
Но по всему выходит, что нынешняя казахстанская молодежь более просвещена в вопросах ислама. Во всяком случае, вопросами о суфиях и салафитах буквально закидали казахстанского религиоведа.
По словам ученого, всем известна история католических инквизиций, и мало говорится об инквизициях в исламском мире. Между тем ислам выступал против суфиев с самого начала их возникновения. Суфиев сжигали на кострах, как еретиков - католики за то, что они свернули с правильного пути. Суфии были аскетами и выступали за эмоциональный, философский, мистический путь соединения с Аллахом.
Что касается сект, то, по мнению ученого, трудно доказать признаки секты. А это жесткая система, завлечение в свои ряды обманным путем, сбор денег. В Казахстане официально не запрещена деятельность таких церквей, как Свидетели Иеговы, но есть их отторжение в обществе.

Ислам как утешение.
Хиджабы - не мода

Анатолий Косиченко согласен с тем, что роль ислама сегодня особенно выросла с мест лишения свободы. В частности, все последние происшествия, забастовки, побеги так или иначе связаны с влиянием заключенных - проповедников ислама.
По мнению ученого, это связано с тем, что там, в колониях и тюрьмах, “люди чувствуют себя несчастными, обездоленными и несправедливо обиженными, и на это эмоциональное состояние легко ложится утешительная проповедь салафитов”.
Между тем на вопрос о том, является ли ношение хиджаба признаком мусульманства, ученый ответил, что в исламе не говорится о какой-то моде в сфере ношения одежды, но приветствуется скромность. Так что ношение хиджаба - это личное желание верующего. “Молодежи и другим нужно поступать следующим образом: если твоя душа требует носить хиджаб, ты его носи, только не напоказ, а в соответствии со своим уровнем религиозного развития. Если не требует, кто бы на тебя ни давил, ты не носи. Это не казахская одежда, а арабская. Ислам не приписывает какой-то особой моды, он просто говорит о скромности”, - уверен ученый.

alt
Ношение хиджаба - дело добровольное...
Консолидация
вокруг религии

Ученый напомнил, что в хадисах есть такой момент, что каждые 100 лет ислам будет представать в новом виде. По его мнению, через 20-30 лет падение религии сменится ее ренессансом.
Приведу еще одну цитату Косиченко, которую он высказал ранее: “Ислам, по идее, должен играть консолидирующую роль во всех сферах жизни. Но поскольку религию очень трудно встроить в современные политические и экономические процессы, на сегодняшний день исламский модернизационный проект никак не продемонстрировал своих возможностей. Думаю, это зависит от той огромной разницы, которая сложилась в уровне социально-экономического развития мусульманских стран. Генеральный секретарь ОИК Экмеледдин Ихсаноглу в своих публичных выступлениях непременно упоминает о том, что около четверти стран, входящих в ОИК, относятся к слаборазвитым. Доход на душу населения здесь составляет примерно 300-400 долларов. Но при этом есть такие страны, где он превышает 15 тысяч долларов. При таких “ножницах” очень трудно выработать какие-то интеграционные идеи. То есть я хотел бы зафиксировать внимание вот на чем: у ислама, несмотря на немалый авторитет в современном мире, не хватает потенциала, чтобы удерживать разнонаправленные, разновекторные государства. Но если бы удалось консолидироваться вокруг религии - это было бы прекрасно, потому что нравственность, положенная в основу общения, сегодня прозвучала бы очень сильно”.
Напомним, что совсем недавно властями Казахстана было создано Агентство по делам религий. Пока не ясно, чем его функции будут отличаться от функций Духовного управления мусульман. Анатолий Косиченко надеется, что обе эти структуры смогут сотрудничать и совместно с митрополичьим округом, совместно с силовыми структурами смогут проработать представленность религий в обществе.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение