ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Исламский век Мир

Ботагоз Сейдахметова
Во вторник, 7 июня, в столице Дагестана городе Махачкала был убит ректор Института теологии Максуд Салыков. Известно, что он не раз выступал с открытой критикой религиозного экстремизма, так что одна из вероятных причин убийства Салыкова - его профессиональная деятельность.
В Дагестане только за этот год было совершено семь убийств (включая и это) священнослужителей, которые выступали с резкой критикой религиозного экстремизма.
По сути, такая ситуация - это очередной удар по имиджу ислама, который вновь и вновь ассоциируется с нетерпимостью и агрессией

В последние пару лет в Казахстане появляется все больше молодых женщин в хиджабах, и все больше молодых людей, которые не пропускают пятничный намаз в мечети. Для моего поколения, воспитанного в духе жесткого атеизма, такая массовая исламизация нового поколения страны не представляется позитивным фактором. Скорее, вызывает некоторую настороженность.
Такое отношение - следствие не только нашего светского воспитания. Чаще всего это результат тех предрассудков, страхов, которые нагнетаются в обществе.
Один из этих страхов связан с потенциальной угрозой так называемого исламского терроризма. Определенный ликбез по этому вопросу дает новостная информация о терактах в Ираке, вообще на Ближнем Востоке, в России и в странах Европейского союза, где исламофобия особенно остро ощущается.
После событий 11 сентября 2001 года именно с радикальным исламом связывают самую страшную чуму нашего века - религиозный экстремизм. Достаточно для примера вспомнить бомбистов-самоубийц в странах Ближнего Востока. Или тот факт, что этот сомнительный “метод” борьбы за независимость тут же переняли кавказские террористы в России. Так что, на самом деле, трудно отрицать тот факт, что большинство терактов имеют отношение к радикальным мусульманским организациям.
Впрочем, не хочу уходить в дебри этого непростого вопроса, потому как в целом террор и экстремизм не связаны ни с исламом, ни с какой-либо определенной конфессией. К примеру, сепаратисты в европейских странах относятся к христианским общинам. К тому же известно, что во многих громких террористических атаках участвовали или пытались участвовать “неканонические” мусульмане, то есть адепты иных религий, которые приняли ислам в его радикальной версии. Если верить той информации, которая мне попадалась в разное время, то эти новообращенные составляют от 3 до 8 процентов численности международных террористических структур.
А потому я попыталась свести вместе наиболее распространенные стереотипы, которые связаны с исламом и в которые охотно верят люди. Собственно, я сама одна из тех, кто до сих пор на вопрос о религиозной принадлежности отвечает что-то вроде: я неортодоксальная мусульманка, воспитанная в культурных традициях мусульманского общества, таких как уважение к старшим, почтение к авторитетам, женские обязанности по дому и прочее, прочее. То бишь мой ислам ограничен традиционным среднеазиатским воспитанием с советским отношением к религии. Как мне всегда казалось, это самое то.
И все же нынешняя жизнь спустя двадцать лет после распада Советского Союза вносит собственные коррективы. И, может, интерес молодых к религии - это естественный процесс? Другое дело, что в поисках духовности и истины необязательно посещать мечети и церкви или радикально менять внешность, тем паче пытаться судить тех, кто, по их мнению, безбожник.
Если все же говорить о вере, то она, несомненно, нужна. Иначе непонятно, зачем собственно жить? В мое время мы верили в своего бога, который назывался коммунизм, или общество с равными возможностями. Примерно такой же была ситуация у наших идеологических врагов, то бишь в США. Там тоже верили в свободу, в уникальную демократию по-американски. Вообще, эта вера была национальной идеей и там - за океаном, и у нас. Что касается США, то вера в свободу и убежденность в том, что можно своим трудом улучшить свое положение в обществе, служило объединяющей верой для американцев. Ведь, по сути, в Америке никогда не было ни уникального языка, ни государствообразующей этнической группы, ни единой религии. Так что все заменила та самая “американская мечта”. Да она и сегодня актуальна и до сих пор привлекает в США новых и новых иммигрантов.
Сегодня и в бывших странах Союза, и в США ситуация меняется. Мы уже двадцать лет находимся в поисках национальной идеи, и, в принципе, в Средней Азии этот вакуум заполнил ислам. В Америке, если опять к ней вернуться, последний финансовый кризис в мире тоже сломал веру в великую американскую мечту, особенно у тех, кто не смог вернуть банкам ипотечные кредиты и потерял работу и дом. Опять же теракты 11 сентября стали той самой вехой, которая изменила американцев. На смену традиционному американскому оптимизму пришла исламофобия.
Итак, вот ряд распространенных стереотипов, которые наиболее часто мне встречаются в материалах, посвященных исламу.
Первый. Исламский радикализм - это следствие низкого жизненного уровня, нищеты и высокого уровня безработицы в странах Арабского Востока, в Азии и Африке, которые (если верить исследователям) порождают эдакий комплекс неполноценности Востока перед Западом.
Здесь я хотела бы подчеркнуть, что я тут всего лишь привожу набор известных предрассудков в отношении мусульман и ислама, которые во многом для меня являются спорными.
Второй. Мусульманские страны - это в основном недемократические режимы с отсталой экономикой и долгоиграющим лидером. Прочитала в одном из казахстанских государственных сайтов такое объяснение, что-де “причины такого отставания в экономической системе в особой культурной и интеллектуальной традиции, которая препятствовала становлению гражданского общества и всему тому, что шло с Запада и уже поэтому было неприемлемым”. Далее читаю: “Мусульмане гордятся своей древней и богатой цивилизацией, но понимают, что в мировой иерархии их страны стоят на более низкой ступени. Без преувеличения, судьба исламской цивилизации зависит от способности справиться с нетерпимостью и экстремизмом”.
Опять же весьма и весьма спорная мысль. Но согласна с тем, что любому народу и государству важно быть терпимыми, особенно сегодня, в век глобализации. В век, когда традиционно христианское европейское пространство активно заселяется представителями других этнических и религиозных групп. Так, мусульмане в европейских странах, таких как Франция, Германия, Великобритания, Австрия, Нидерланды, Бельгия, становятся той самой пятой колонной, с которой уже нельзя не считаться.
В Австрии и Франции ситуация с иммигрантами из третьих стран, преимущественно из мусульманских, вызвала волну праворадикальных настроений. Нетерпимость к иммигрантам вкупе с исламофобией у европейцев увеличили популярность националистических праворадиальных партий. К примеру, во Франции у националистов уже был шанс стать у руля страны. На этот раз дочь известного французского националиста - Мари Ле Пен, набирает политические очки для папиной партии. И кто знает, может, на предстоящих президентских выборах опять возникнет та же ситуация, которой так боятся европейские либералы? Впрочем, не только европейские. Ксенофобия, национализм, исламофобия в Европе никому не нужны.
Третий. “Аль-Каида”, Усама бен Ладен - звенья одной цепи под названием “радикальный джихад”. В современной реальности терроризм становится эдакой стратегией, которая позволяет решать те или иные задачи, и радикальный ислам избрал именно эту тактику. “Усама бен Ладен” - это, по сути, бренд, который работает на идею даже после смерти “террориста номер один”.
Четвертый факт касается трагической и символической одновременно даты - 11 сентября 2001 года, которая, по мнению некоторых аналитиков, отражает “кризис в исламской общественно-политической мысли”. События того сентября не имеют отношения к исламской религии, потому как противоречат его теологической доктрине. Между тем эти теракты были совершены под исламскими лозунгами, силами, называющими себя исламистами, обоснованы исламской аргументацией.
Интересно то, что еще в недавнем историческом прошлом Запад активно использовал радикальные исламские движения в борьбе против распространения коммунизма в исламском мире. Вместе с тем практически все политические режимы в мусульманских странах прибегают к использованию ислама в конкретных политических целях. Например, для мобилизации народа через мечети и священнослужителей, которые служат государству.
Что касается исламских движений, то вся их риторика строится на одном тезисе - во всем виновата Америка.
Если суммировать все эти факты, то в качестве скромного вывода можно предложить идеологам политического ислама сменить тактику, отказаться от террористических методов. Ведь реальное лицо ислама, как и других ведущих религий мира, - духовность.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение