|
Ботагоз Сейдахметова
В минувшую субботу в Грузии прошли митинги оппозиции во главе с одним из лидеров оппозиционного альянса “Народное собрание” Нино Бурджанадзе. Митингующие требовали отставки президента страны Михаила Саакашвили.
Это не первая попытка грузинской оппозиции по смещению нынешней грузинской власти после революции роз, в которой нынешняя оппозиционерка Нино Бурджанадзе принимала самое непосредственное участие в компании с нынешним президентом.
Сегодня она опять на баррикадах. По ее мнению, “только благодаря усилиям оппозиционных партий и народа удается сдерживать правительство и президента Грузии, чтобы здесь не установилась диктатура”. “Сейчас в нашей стране существует авторитарный режим. Это абсолютно ясно всем, кто знает ситуацию в стране”, - признавалась она журналистам из Казахстана во время нашего прошлогоднего визита в Тбилиси
Практически одновременно с митингами грузинской оппозиции в Тбилиси и Батуми российские телеканалы транслировали пресс-конференцию президента Дмитрия Медведева из московской школы управления “Сколково”.
Среди прочих тем российский президент коснулся и темы событий 2008 года. То бишь напомнил о той грузино-российской войне августа 2008 года.
До сих пор причины и следствие этой войны, или военной кампании (как вам угодно), по-разному оцениваются, как в России и Грузии, так и в целом на Западе.
В частности, на вышеупомянутой пресс-конференции 18 мая 2011 года президент Дмитрий Медведев сказал, что, на его взгляд, к числу достижений его президентства “можно отнести то, что мы смогли реализовать выверенный внешнеполитический курс, который привел к ослаблению напряженности с целым рядом государств. ...Но в то же время мы смогли защитить себя и сегодня можем защищать себя, защитить нашу независимость, наши суверенные подходы. Я имею в виду самые сложные события, в том числе и события 2008 года. Считаю, что это было очень важным для страны, чтобы страна не рассыпалась, а чувствовала себя сильной, какую бы интерпретацию ни получали эти события в других странах. Это было важно прежде всего для самих нас”.
Более конкретно на эту тему российский президент высказывался много раз. И, собственно, в 2008 году, подводя итоги года, он назвал эти печальные события “агрессией Грузии против Южной Осетии”.
По словам Медведева, “грузинское руководство развязало полномасштабную кровопролитную войну с близким народом”. Далее он сказал, что были приняты все необходимые меры, и “в целом военная кампания, которая продолжалась всего пять суток, показала и эффективность наших ответных мер, и силу российского оружия, и силу духа наших граждан, наших воинов”.
“Они смогли с минимальными издержками нанести военной машине Грузии полный и, по сути, невосстановимый урон. В результате этих действий был восстановлен мир на Кавказе и, самое главное, взяты под защиту десятки тысяч людей, которые стояли на грани истребления. Поэтому это был очень сложный день для меня, но я считаю, что мы не могли поступить иначе. И последующее развитие событий доказало правоту принятого решения”.
В прошлом году я просила дать оценку грузино-российскому конфликту одного из известных в Грузии политологов Сосо Цинцадзе. Он тогда уверенно ответил, что, “конечно, это была агрессия со стороны России”.
“Достаточно внимательно почитать декларацию ООН от 1970 года, от 1974 - здесь все по пунктам расписано - что называется агрессией. Не Грузия ввела свои войска на территорию Российской Федерации, а Россия ввела свои войска на территорию Грузии. Территориию, которую сама Москва признавала когда-то законной территорией нашего государства. А то, что там погибли российские миротворцы, или не погибли... Вообще-то в цивилизованных странах такие вещи разбираются на международном уровне. Для этого существует Генеральная Ассамблея ООН и Совет Безопасности ООН, и многие-многие другие международные организации. В XXI век врываться на территорию чужой страны на танках - это неприлично”, - сказал мне грузинский политолог.
Что касается грузинских оппозиционных лидеров, которые за поддержкой обращаются в Москву (Нино Бурджанадзе, лидер оппозиционной партии “Движение за справедливую Грузию” Зураб Ногаидели), то грузинский политолог дипломатично мне ответил, что-де “не стану называть их изменниками родины, но им придется ответить на некоторые вопросы - чего они добиваются в России?” По его мнению, основная масса протестного электората, которая поддерживает две партии, с опаской смотрит в северном направлении. Их больше привлекает западный вектор. “Москва на деле должна доказать, что она не враг Грузии, что Россия не враг территориальной целостности Грузии”, - подытожил Сосо Цинцадзе.
|
Нино Бурджанадзе уверена, что в грузино-осетинском конфликте виновен нынешний президент страны |
Между тем в среде грузинских аналитиков присутствует мнение о том, что нынешний затянувшийся конфликт между Россией и Грузией - это не конфликт между народами, а скорее конфликт между правителями, потому что “с обеих сторон идут потоки лжи”. В частности, политический обозреватель Гия Хухашвили считает, что перспектива урегулирования конфликта есть, но при нынешней власти абсолютно исключено какое-либо продвижение по этому пути. Он считает, что и с той, и с другой сторон сложилось личное неприятие друг друга. “Политики наших стран зачастую ставят свои личные интересы и симпатии выше государственных интересов. Пока мы находимся в этой ситуации, урегулировать конфликт будет невозможно. Но даже смена власти в одной или другой стране уже не поможет, если не изменятся системные подходы. Что касается отношений между грузинами, с одной стороны, и абхазами и осетинами, здесь наблюдается не диалог, а два (даже три) монолога. В таких условиях Женевские встречи не имеют никакого смысла. Без изменения менталитета невозможно восстановление доверия между этими народами. Я бы начал эти изменения со своей стороны тем, что извинился бы перед абхазами, и осетинами”, - сказал Гия Хухашвили на одном и экспертных заседаний в Грузии в 2010 году.
Во всем винит нынешние власти и Нино Бурджанадзе, которая еще в тот наш визит в Тбилиси иронизировала о том, что “благодаря” нашему президенту Михаилу Саакашвили то, что произошло в августе 2008-го, отодвинуло реальность решения грузино-осетинской проблемы на долгие годы.
Вообще ухудшение в отношениях Москвы и Тбилиси отмечалось задолго до событий 2008 года. Еще в 2006 году один из американских ученых, старший научный сотрудник исследовательского Hudson Institute Эндерс Вимбуш, говорил, что главной причиной этих незадавшихся отношений между двумя бывшими советскими республиками является полное отрицание Россией того факта, что она живет в другом мире. “Россия - большая и богатая страна. Однако когда она имеет дело со своими ближайшими соседями, то до сих пор ведет себя как подросток”, - считает американский аналитик.
По поводу конфликтов в Южный Осетии и Абхазии он был уверен, что они были инициированы Кремлем с твердым намерением дестабилизировать Грузию. “Я был в Грузии в 1992 году, еще до того, как абхазы при помощи России оккупировали Сухуми. Тогда президент Эдуард Шеварднадзе просил меня оказать помощь в проведении переговоров, чтобы хоть как-то урегулировать ситуацию. Однако, по весьма понятным причинам, Россия торпедировала эти переговоры при первой возможности”, - говорит Эндерс Вимбуш.
Тогда же, в 2006 году, американский эксперт сделал прогноз, который потом, как известно, практически один в один оправдал себя.
Так, по его мнению, “в интересах России - стараться оставить Грузию слабой страной, не дать ей возможности консолидироваться”. “Москва весьма успешно занимается долгосрочным планированием и ждет того момента, когда Грузия столкнется с рядом других проблем, например, с очередным экономическим кризисом, после чего не сможет защитить свою территориальную целостность. Россия надеется, что тогда Грузия распадется на части, что даст Москве новые козыри”.
Интересен прогноз американского эксперта в части российско-грузинских отношений в ближайшие годы. Он был уверен, что если подобный кризис произошел при президенте Путине, то подобное может случиться и при его преемнике. “Путин - очень умный политик и хороший стратег, но он никак не может избавиться от политического инфантилизма. Требуется смена нескольких поколений, чтобы Россия стала искушенным и тонким политическим игроком”.
Далее он говорит, что “Грузия сделала вполне достаточно, хотя иногда и была агрессивна, но ответственность за эти отношения в основном лежит на России”. “Россия - большая страна, претендующая на звание великой державы. Грузинам стоило бы помочь Москве понять, почему стабильная и процветающая Грузия не является для нее угрозой. Безусловно, оба государства могли бы сделать намного больше в плане налаживания диалога. К несчастью, подобный диалог не даст быстрых результатов, поскольку взаимная неприязнь слишком затянулась”, - говорил американский аналитик еще за два года до вооруженного конфликта между Грузией и Россией.
Между тем что касается нынешних выступлений грузинской оппозиции, то, по сообщению Tengrinews.kz, которая цитирует слова казахстанского советника в посольстве в Тбилиси Юлдашева, “в городе все спокойно, учреждения и организации работают в обычном режиме, ходит общественный транспорт. По словам дипломата, из заявленных оппозицией 60 тысяч митингующих было максимум 15 тысяч человек.
Он добавил, что, по наблюдениям, очень спокойная обстановка, и пока это идет на убыль, “акция запланирована с 21 по 25 число, и 25 числа силы оппозиции заявили, что это будет День гнева, и в этот день будет смещен президент Саакашвили”. |