|
Ботагоз Сейдахметова
В среду, 13 апреля, в Беларуси поминали жертв взрыва, который прогремел в минском метро в понедельник, 11 апреля. В результате взрыва 12 человек погибли и 204 пострадали.
Теракт, а именно к этой версии склоняются правоохранительные органы страны, был совершенно неожиданным. Ведь политика официального Минска до сих пор раздражала только Запад. А Запад, как известно, такими методами воздействия на внутреннюю политику суверенной страны пока не пользуется
Как бы это ни звучало цинично, но, увы, к терактам в московском метро уже все не то что привыкли, но, как минимум, не удивляются. Вообще, теракты, как средство воздействия на те или иные действия российской власти, уже не первый десяток лет стали тупо использоваться выходцами с Северного Кавказа. Оттого первая версия, которая появилась у белорусских спецслужб, намекала на некий кавказский след. Впрочем, просуществовала она недолго в связи с ее явной алогичностью и тем, что камеры слежения в метро зафиксировали лицо славянской наружности.
Вообще, в связи с растерянностью на второй день после взрыва в метро Генпрокуратура Беларуси официально предупредила, в частности, оппозиционных политиков, что недопустимо высказывать ничем не подкрепленные домыслы о теракте.
Тем временем в тот же день президент Беларуси Александр Лукашенко созвал экстренное совещание, где жестко высказал собственное видение трагедии.
В частности, белорусский лидер высказал предположение о том, что взрыв в минском метро организован “извне”: “Я не исключаю, что нам могли этот “подарок” завезти извне. Но нам надо посмотреть и у себя”. Он призвал проверить, все ли склады боеприпасов и взрывчатки охраняются должным образом, приказал усилить меры безопасности и оказать необходимую помощь пострадавшим. Президент Беларуси Александр Лукашенко взял под личный контроль ход расследования теракта в минском метро.
В тот же день экстренно была создана следственная группа из сотрудников МВД, КГБ, прокуратуры, которую возглавил заместитель Генпрокурора Андрей Швед. В КГБ создан республиканский оперативный штаб под руководством председателя КГБ Вадима Зайцева.
“Мужики, нам брошен серьезный вызов, нужен адекватный ответ, и он должен быть найден”, - поставил задачу президент. При этом он добавил: “Крыть нечем: мы не обеспечили спокойствие в конкретном месте столицы. Вина лежит на нас, и надо предпринять все необходимое, чтобы люди не говорили, что мы зря едим государственный хлеб”.
В тот же день после экстренного совещания у президента правоохранительные органы квалифицировали происшествие как теракт, и Генпрокуратура по факту возбудила уголовное дело по ч.3 ст. 289 “Терроризм”.
Таким образом, на данный момент КГБ Беларуси рассматривает три версии причин теракта в Минске: дестабилизация обстановки, месть экстремистских организаций и действия нездорового человека.
|
Минск. 11 апреля 2011... |
Председатель КГБ Беларуси Вадим Зайцев, который и сообщил все эти три версии, пояснил первую - мол, “кому-то не нравится тот уклад, которым живет белорусское общество”. Он считает, что “это попытка посеять страх, панику и недовольство правоохранителями, а значит - и властью”.
Вывод вполне логичный, если вспомнить недавние декабрьские президентские выборы в стране, которые завершились выступлениями оппозиции, а также жесткой расправой над частью из наиболее активных противников власти.
Но все же что-то мне подсказывает, что белорусская оппозиция состоит из адекватных и вменяемых политиков, которые никогда не прибегнут к такому методу борьбы с властями. Хочется верить, во всяком случае.
Что касается второй версии, то есть причастности к взрыву молодых экстремистов, то, по словам главы белорусского КГБ, в стране “есть представители радикальных молодежных экстремистских организаций”.
Кроме того, по словам Зайцева, скоро будет завершено уголовное дело по анархистам. “Мы не исключаем, что в отместку, в первую очередь, в отношении КГБ могли быть совершены подобные действия”, - считает Зайцев.
Эта версия также некоторым образом связана с прошедшими в декабре прошлого 2010 года президентскими выборами. Известно, что некоторые представители молодежных организаций собирались участвовать в массовом митинге оппозиции. Напомню, что тогда этот митинг был подавлен спецслужбами.
Третья версия, озвученная Вадимом Зайцевым о том, что за всем этим стоит поступок нездорового человека, “не только психически, но и с точки зрения личных амбиций”, в принципе, можно прикрепить к любым подобным случаям. Потому как человеческий фактор - самый универсальный из всех, что объясняют любые трагедии.
На мой взгляд, вторая и третья версии наиболее вероятны. Во-первых, потому что уже известно, что теракт совершили не смертники. Например, женщин-смертниц среди подозреваемых также не обнаружили. Во-вторых, фоторобот предполагаемого преступника, составленный по горячим следам, говорит сам за себя. “Это мужчина в возрасте до 27 лет, достаточно крепкого телосложения, рост 175-178 см, одетый в коричневую куртку и коричневую шапку”, - сообщил глава МВД страны Анатолий Кулешов. В-третьих, по мнению некоторых специалистов, взрывное устройство было, скорее всего, изготовлено в домашних условиях непрофессионалами, кроме того, по словам Кулешова, бомба была радиоуправляемой. То бишь здесь не может идти речи о некой террористической организации и вообще, организации. Ведь пока никто не взял на себя ответственность за свершившееся в минском метро.
Мощность взрывного устройства, приведенного в действие, эквивалентна 5 килограммам тротила. Пресс-служба МВД сообщает, что “на момент взрыва в данном месте находились около 300 человек. В это же время в противоположном направлении двигался другой состав, который вынужден был проследовать без остановки”.
Кроме того, замгенпрокурора Андрей Швед сообщил, что уже задержаны несколько лиц, подозреваемых в причастности к теракту: “Уже отрабатываются несколько лиц, они задержаны”.
Пока суд да дело, шок от теракта в самом “советском” (читай: стабильном) государстве бывшего Союза не проходит. Похоже, что 11 апреля 2011 года для Беларуси - это своего рода историческая веха, после которой и власти, и собственно белорусский народ будут жить по другим часам. За всеми тремя официальными версиями власти на деле стоят колоссальная неуверенность и страх. И тогда выходит, кто бы ни стоял за терактами в минском метро, он добился главного - теперь беспокойный сон обеспечен не только власти, но и простым людям. И это печально. |