|
Ботагоз Сейдахметова
В самом начале XXI века, в 2001 году, тогдашний Госсекретарь США Колин Пауэлл, выступая в Комитете по международным отношениям палаты представителей, говорил о том, что американская система может реформировать мир так, как это пошло бы на благо всему человечеству. В частности, он сказал, что “нигде нет идеологии, которая действительно смогла бы соперничать с тем, что мы можем предложить миру. Мы знаем, что она работает. Она победила Советский Союз. Она меняет Китай”.
Кроме того, добавил, что “нынешнее время очень тревожное и опасное. Ближний Восток в настоящее время представляет собой кипящий котел”
Сегодня мне особенно интересно перечитать речь Колина Пауэлла, в которой он много говорил о нынешней роли НАТО, о том, что эта организация остается оплотом безопасности, мира и свободы на Евразийском континенте. Кроме того, эта речь мне показалась компактно составленной программой минимум, потому как в ней по-военному четко и без лишнего липкого пафоса выражено все то, о чем прочие западные аналитики пишут пространные статьи в толстых книгах.
Касательно американской идеологии он гениально и честно сказал: она работает. Не поспоришь!
А далее: “Я полагаю, что все остальные страны мира будут медленно, но верно осознавать, что если они хотят добиться успеха в XXI веке, им следовало бы подумать о том, как приобщиться к этой идеологии, как использовать ее. Нам же следует не бояться, а оставаться сильными: не быть высокомерными, но быть скромными, быть готовыми сотрудничать с теми, кто желает сотрудничать с нами, и быть готовыми противодействовать тем, кто не будет являться частью этого нового мира”.
Мог ли предположить Колин Пауэлл, что через десять лет эти слова станут буквально пророческими. И почему события, которые охватили Ближневосточный регион, происходят только сегодня, спустя столько лет?
В частности, американский политик еще в 2001 году обозначил главные приоритеты внешней политики США.
В отношении азиатского континента господин Пауэлл сказал буквально следующее: “Мы будем начинать наше сотрудничество с Азией с имеющихся у нас там великих альянсов - нашего альянса с Японией, нашего альянса с Южной Кореей. Мы сможем взаимодействовать с такими странами, как Китай, пытающимися найти свой путь. Мы не питаем никаких иллюзий. Это - коммунистическое государство. Оно пренебрегает правами своих граждан. Но в то же время это не то государство, которое существовало 20 лет назад. Поэтому мы должны иметь некоторые надежды и испытывать некоторое воодушевление в отношении такого государства. То же самое относится и к Вьетнаму, и в особенности к Северной Корее”.
Он более подробно остановился на судьбе Корейского полуострова, что позволяет прогнозировать скорые перемены и там при некотором участии, если не самих США, то уж точно НАТО. Я думаю, что северокорейскому лидеру вполне светит судьба его коллег на севере Африки.
Так вот, по словам американского политика, Южная Корея процветает, потому что во главе нее стоит “свободно избранный человек в возрасте 75 лет, который провел 16 лет в тюрьме и посвятил большую часть своей сознательной жизни борьбе за то, чтобы его страна осталась на вершине свободы”. Он считает, что Южная Корея процветает, южнокорейский народ наслаждается благами, о которых несколько лет назад он не мог даже мечтать, что, видимо, и является главным фактором того, что она стала “великим партнером” США.
Что касается Северной Кореи, то, по словам Колина Пауэлла, там “находится деспотический, сломленный режим, у которого есть только один источник власти - один единственный человек при отсутствии репрезентативной деятельности со стороны кого-либо другого в стране”. Мол, экономика этой страны находится в бедственном положении и она не способна продолжать двигаться вперед.
И вот самое замечательное: “Поэтому в отчаянии она приоткрывает дверь - совсем чуть-чуть, чтобы увидеть, что снаружи могло бы ей помочь, и теперь она начинает понимать, что если она не хочет умереть, она должна найти способ, как получить доступ к поставкам продовольствия с Запада, как получить доступ к информации. Эта страна не хочет умереть как режим. Ее правитель хочет удержаться у власти. И мы понимаем это, мы не питаем никаких иллюзий в отношении этого режима”.
Ясно, что сегодня, в 2011 году, никаких иллюзий не осталось у Америки и в отношении Ближнего Востока. И этому не помешает даже намечавшиеся с приходом первого в истории США черного президента новые тенденции в политике Соединенных Штатов.
Напомню, что летом 2009 года Барак Обама совершил свой исторический визит на Ближний Восток, где он встретился с главами двух противоборствующих сторон в палестино-изральском конфликте: премьер-министром Израиля Беньямином Нетаньяху и лидером палестинской администрации Махмудом Аббасом. Кроме того, с королем Саудовской Аравии Абдуллой и с президентом Египта Хосни Мубараком. И даже выступил с речью перед египетской аудиторией в известной мусульманской духовной академии “Аль-Азхар”.
Сам Обама тогда же признался, что прибыл в регион в поисках нового начала в отношениях Соединенных Штатов с мусульманами во всем мире. Мол, Америка и ислам не являются взаимоисключающими силами и им не обязательно вести соперничество. Напротив, “они в чем-то едины и разделяют общие принципы - принципы справедливости и прогресса, терпимости и человеческого достоинства”.
То ли слова о демократии попали на благодатную почву и были восприняты “как надо” арабской молодежью, то ли уже тогда на Ближнем Востоке начались процессы, которые неотвратимо вели к нынешним демократическим лозунгам на Тахрире и прочих арабских площадях, но вот не прошло и двух лет, как волна демократических демонстраций накрыла весь этот регион.
Пали некоторые режимы: Тунис, Египет и фактически Йемен. Сирийский лидер готов выслушать свой народ и обещает перемены вплоть до смены правительства. Мубарака и его семью успели посадить под домашний арест и даже завести на него дело.
Пока держится только ливийский президент Муаммар Каддафи. Его решимость не уступать переменам пока не сломлена. Пугает то, что вся ситуация с военной операцией над небом Ливии очень и очень напоминает Ирак. Даже в том, что касается смерти сына ливийского лидера, как в пору иракской кампании погибли сыновья Саддама Хоссейна.
Грустно, но похоже, что Каддафи ждет та же позорная участь. Впрочем, может, на этот раз у его противников хватит моральных сил и мудрости не демонстрировать казнь на весь мир. Увы, такой прогноз напрашивается сам собою.
Между тем все происходит так стремительно, особенно если учесть долгий и довольно героический путь во власть и Хосни Мубарака, и его ливийского коллеги.
Сегодняшнее поколение уже давно забыло все их заслуги перед народом.
Они забыли, что Хосни Мубарак сразу после своего вступления в должность президента страны начал борьбу с коррупцией и жестко подавил попытки развязать фундаменталистский террор в стране.
Забыли, что он, Хосни Мубарак, сумел в свое время восстановить позиции Египта на международной арене, восстановить дипломатические отношения со всеми арабскими странами. Именно он в 1989 году добился восстановления членства страны в Лиге арабских государств, и сегодня Египет является крупнейшим по населению и одним из наиболее авторитетных членов лиги.
Что касается одиозного ливийского полковника, то главная заслуга Каддафи - это свержение монархии. По сути, он революционер, который начал новый этап в развитии Ливии. Его вина лишь в том, что этот этап слишком затянулся и даже сублимировал в новую монархию.
Между тем военная операция международной коалиции тоже затянулась. И сегодня Муаммар Каддафи обратился к мировому сообществу с призывом прекратить военную операцию в его стране, сравнив авиаудары НАТО с действиями Адольфа Гитлера во время Второй мировой войны. Ощущение, что он где-то даже прав, и НАТО отбрасывает зловещую тень того “мирового судьи” из прошлого века на Ближний Восток. |