|
Ботагоз Сейдахметова, Илья Лобстер
Наша газета еще пять лет назад писала о том, что дипломаты в ООН рассматривают кандидатуру Касым-Жомарта Токаева как наиболее достойную на должность Генерального секретаря ООН. Его опыт, знание пяти языков (четыре из которых являются рабочими языками ООН), его персональные характеристики заработали для нашего дипломата уважение на международном уровне.
Тогда это место занял глава корейского МИДа, но “НП” все же внесло своеобразную лепту в события весны 2011 года. Так что на днях вновь назначенный заместителем Генерального секретаря ООН и руководителем европейского отделения ООН в Женеве Касым-Жомарт Токаев покидает Казахстан.
Для Казахстана и отечественной дипломатии его назначение - факт достойный гордости
Касым-Жомарт Токаев получил элитное образование, работал на различных ответственных позициях в советском МИДе, а также в таких экзотических и загадочных в то время странах, как Китай и Сингапур.
Уже в советское время он снискал славу профессионала в своем направлении. Известен случай, когда легендарному советскому дипломату Олегу Александровичу Трояновскому, человеку, во многом благодаря которому отношения между Советским Союзом и Китаем после десятилетий идеологического противостояния были нормализованы, подготовили пакет информационных материалов. Получив документы, Трояновский спросил: “А кто их готовил?” - и, получив ответ, что это Токаев, не проверяя их дал команду “запустить в дело”.
Были и курьезные случаи. К примеру, после окончания первого с момента нормализации советско-китайского сотрудничества официального визита Михаила Горбачева его супруга, Раиса Максимовна, обращаясь к Токаеву, заметила, что “впервые видит китайца, который так хорошо говорит на русском”.
После развала советской империи, несмотря на ряд заманчивых предложений, принял твердое решение вернуться в уже независимый Казахстан, где буквально после первого визита правительственной делегации в Пекин стал заместителем министра иностранных дел. Поговаривали, что в ходе той поездки он удивил многих членов знанием как специфики Поднебесной, так и языка, на котором говорили Конфуций и Лао Цзы.
В 1994 году, когда в нашей стране произошла ожидаемая смена правительства, Касым-Жомарт Кемелевич получил в новом Кабинете портфель министра иностранных дел. В то время на это никто толком не обратил внимания, и на то были весьма веские основания, поскольку руководители министерств менялись с невероятной частотой.
Однако новый руководитель экзотического по тем временам ведомства начал упорно расширять полномочия МИДа. Обладающий представительной внешностью, солидным для тех лет опытом работы на дипломатическом поприще, свободно владеющий английским и китайским языками (что для многих отечественных дипломатов всегда было больной темой), Токаев целенаправленно занимался формированием и реализацией казахстанской многовекторной внешней политики.
Именно в тот период под его началом юная отечественная дипломатия делала первые, но все же уверенные шаги, поэтапно отстаивая национальные интересы независимого Казахстана, будущее которого, по мнению многих западных политологов, казалось весьма туманным, а порой и тупиковым.
На посту министра он проработал в двух следующих правительствах, а в 1999 году возглавил его, по дороге проведя полугодовую стажировку в дополнительном кресле вице-премьера, отвечая за вопросы международного политического и экономического сотрудничества, привлечения иностранных инвестиций.
Очевидцы рассказывали, что накануне этого назначения президент Казахстана Нурсултан Назарбаев проводил собеседования, думал и наконец объявил в парламенте, что остановил свой выбор на кандидатуре Касым-Жомарта Кемелевича Токаева, который достаточно хорошо известен в нашем государстве и в других странах мира. “Это высокопрофессиональный, опытный, авторитетный политик”, - сказал тогда президент.
Это было тяжелое время, когда Казахстан только оправлялся и поэтапно отходил от последствий азиатского финансового кризиса.
В 2002 году он вновь возглавил внешнеполитическое ведомство страны, получив при этом бонусную должность государственного секретаря, а спустя 5 лет был избран спикером казахстанского сената.
В общей сложности Касым-Жомарт Токаев руководил дипломатическим ведомством нашей страны 10 лет. Для нашей молодой страны это своего рода министерский рекорд долголетия.
Само же назначение нашего политика на пост главы европейского отделения ООН в Женеве во многом уникально, хотя бы потому, что впервые такое подразделение возглавит представитель азиатского континента.
|
Токаев сменяет на этом посту своего давнего товарища Орджоникидзе |
А если учитывать тот значительный вклад нашей страны в систему международной безопасности и реализацию внешнеполитических инициатив Астаны на международной арене, то выбор кандидатуры Токаева, опытнейшего политика и дипломата, владеющего четырьмя языками ООН, свидетельствует о серьезном пересмотре устоявшихся норм в главной организации планеты.
И если учитывать, что сегодня, в век глобализации, размыты все грани между Востоком и Западом, то подобное назначение вполне логично. Тем более если учитывать нелегкий процесс принятия решений в многосторонней дипломатии, за которой, по мнению многих экспертов, будущее международных отношений.
ООН, которой в прошлом году исполнилось 65 лет, нуждается в реформировании, если хотите, в привлечении новых технологий. Это отмечалось не раз. И использование потенциала тех государств, о существования которых еще 20 лет назад никто и подумать не мог, сегодня очевидно.
Мы во многом ассоциируем ООН с деловой столицей США - городом Нью-Йорком. Тем не менее масштабы системы ООН нельзя считать локализованными в рамках этого американского мегаполиса. Ведь, как показывает практика, в то время как за океаном принимаются решения общего, стратегического плана, агентства и органы ООН в Женеве заняты их имплементацией, что включает в себя выработку конкретных решений и практическое выполнение. Существует своеобразное отделение труда, в котором Женева играет уникальную роль в современной многосторонней дипломатии.
Здесь сконцентрирован значительный политический и интеллектуальный потенциал ведущих международных организаций системы ООН, накоплен огромный опыт взаимодействия во всех сферах современности - от электротехники до защиты прав человека.
По словам генсека ООН Пан Ги Муна, Казахстан внес большой вклад в укрепление международной безопасности, режима нераспространения ядерного оружия, так что назначение нашего человека - это, по сути, мировая оценка ядерных держав.
Масштабы дипломатической работы в небольшом швейцарском городе с населением не более 200 тысяч человек действительно поражают воображение. Ежегодно во Дворце наций, где трудятся сотрудники женевского отделения ООН, проходит около 300 конференций или свыше 8 тысяч заседаний с участием 25 тысяч делегатов со всего мира. При европейском отделении аккредитовано более 150 послов, возглавляющих национальные постоянные представительства. А около 9 тысяч человек работает в системе ООН в Женеве, из них свыше 1600 являются непосредственно сотрудниками отделения.
Вот такой сложный участок будет курировать наш соотечественник, который на новом посту заменит своего старого знакомого и доброго друга, карьерного российского дипломата Сергея Орджоникидзе. Уверены, что Касым-Жомарт Кемелевич осилит и это дело, и от всей души желаем ему успехов в работе. |