|
Ботагоз Сейдахметова
В Ливии идет полномасштабная война, как итог волны антиправительственных демонстраций, которые с начала этого года прокатились по странам Ближнего Востока. И если лидеры Туниса и Египта добровольно ушли в отставку, вняв требованиям своего народа, а сирийский мудро пообещал своему народу позитивные перемены, то ливийский полковник Муаммар Каддафи не собирается никому уступать. Тем паче складывать с себя полномочия президента страны.
И это при том, что сегодня ни одно государство мира, даже в арабском мире, не желает поддерживать Каддафи и перестало считаться с ним как с легитимным лидером страны
Вечером 17 марта Совет Безопасности ООН принял резолюцию по ситуации в Ливии, согласно которой мировое сообщество имеет все права для того, чтобы “принять все необходимые меры для недопущения насилия в отношении мирного населения Ливии”. Акции протеста, которые стремительно переросли в гражданскую войну между сторонниками и противниками Каддафи, начались за месяц до этой резолюции. И вот теперь война на земле и в воздухе, которую буквально в прямом эфире в течение вот уже второй недели транслируют ведущие телеканалы мира, стала привычной новостной картинкой. Кажется, мы начинаем привыкать к войне.
Причины нынешней, второй по счету крупной военной операции в этом веке и в том же регионе, будут выяснять потом. И опять аналитики поделятся на моралистов, антиамериканистов, жестких рационалистов, русофилов, русофобов и прочих философов. Возможно, правда, как всегда, будет где-то посередине.
Справедлива ли эта война в отношении Ливии? Может, стоило самим ливийцам позволить решать судьбу полковника Каддафи? То бишь не вмешиваться во внутренние дела суверенного государства? Почему мировое сообщество терпело более 40 лет присутствие диктатора и тирана Муаммара Каддафи, и почему именно сегодня он стал неудобен своим вчерашним западным партнерам, с которыми были заключены выгодные контракты в самой чувствительной сфере современных экономических отношений - энергетической?
Собственно, нефть и газ на Ближнем Востоке всегда носят почти сакральный смысл, потому как их блеск ослепляет традиционных миссионеров от “демократии”. Оттого и такая долгая дружба с нынешним мировым изгоем. А о любви до ненависти, как известно, всего один шаг. Для Ливии и ее тирана вчерашняя энергетическая дружба преобразовалась в настоящую войну.
Ощущение, что современная война - это бизнес-план, который выполняется строго с учетом заложенных в него пунктов, с обязательным указанием дэд-лайна и выделяемых на это финансовых затрат. А главный итог любого бизнес-проекта - это прибыль.
Какая прибыль и кому должна достаться после окончания военной операции НАТО в Ливии? Если предположить, что вся эта военная операция задумана для того, чтобы ливийский народ получил в подарок “демократию”, нового лидера, который будет руководствоваться исключительно интересами народа, либеральные ценности для молодого поколения, то, видимо, это и есть своего рода “прибыль”. Проще говоря - это и есть цель западной операции.
Другой вопрос, почему даже сегодня, в 21 веке, все еще не получается дарить “демократию” дипломатическим путем? Вопрос, конечно, наивный и очень женский. Хотя бы потому, что у моих коллег мужского пола такой вопрос не возникает. Многие из них совершенно уверенно и цинично говорят о том, что любая война - явление логичное и нормальное.
Во-первых, потому что полезна, как гимнастика для тела. В данном случае для армии, которая от вынужденного застоя тупеет и теряет свои навыки, а от лени, мол, “дедовщина” в армии и возникает. Во-вторых, война-де логична, потому как в мире уже накопилось столько вооружения и военной техники, что давно пора все это опробовать в действии. Ну где как ни в таких странах, где все для этого готово - и гражданская война, и откровенный нефтегазовый фактор - тренировать свои мускулы НАТОвским и прочим армиям?
Цинично, но логично где-то. Ужасно и жестко? Абсолютно.
И, наконец, в-третьих (и это уже мой солидарный аргумент в “пользу” войны), внутри таких государств, как Ливия, тоже накопился некий потенциал, с одной стороны, неиспользованного в действии оружия, а с другой, народного недовольства, и оба этих фактора сублимировали в гражданскую войну.
Один из моих знакомых аналитиков по ближневосточному региону также спокойно уверяет меня, что события в странах Ближнего Востока - закономерное явление. Вообще-де, все эти “революции” в странах Ближнего Востока - процесс эволюции региона. Мол, там накопилась большая критическая масса. И, по сути, народ выпустил пар, при этом никто из активной оппозиции власти особо действиями народа не руководил, исламисты тоже “отдыхали” в этот момент, да и Запад сначала удивился, просто потом пришел в себя. И самое чудесное это то, что народ и в Тунисе, и в Египте, и в Бахрейне, и в Сирии, и в Йемене вышел на площади с лозунгами, ориентированными на демократию и модернизацию. И слава богу. Все могло пойти совершенно по иному сценарию.
И все же Ливия во всей этой череде ближневосточных революций стоит особняком. Тут и тиран оказался несговорчивым, более того, уверенным в своей правоте и бесконечной преданности и любви народа, и нефть более привлекательная, и социальный уровень народа другой.
Вот что касается уровня жизни ливийцев, то за эти пару месяцев сложилась противоречивая картина, и кому верить - непонятно. С одной стороны, знатоки говорят, что в Ливии всегда был самый высокий уровень ВВП в регионе и самые привлекательные условия жизни, которые напоминают советские, как то: бесплатное образование, медицина и прочие приятности для простого человека. Но, с другой стороны, другие знатоки региона и страны с той же уверенностью говорят о низком уровне образования ливийцев, нищете, клановой системе (кого у нас этим удивишь?), традиционных противоречиях между востоком и западом Ливии, мол, нынешние волнения давно назревали.
Как бывший советский человек, понимаю, отчего такое противоречие. Ведь и сегодня, после 20 лет со дня смерти того Союза, одни ругают советскую власть и несвободы того закрытого общества, лагеря, репрессии, Сталина, КГБ. А большинство все еще ностальгически вспоминают порядки, которые были при... Сталине, КГБ, бесплатное образование и медицину, дружбу народов... И каждый прав.
Так что я не исключаю, что пройдет время, Каддафи все же свергнут благодаря интернациональной помощи НАТО, придут новые люди во власть, но кто-то будет вспоминать одиозного полковника и вздыхать о времени порядка и бесплатных услуг. Грустно, что до этого дня не доживут многие мирные граждане Ливии, которые погибают в эти дни во время дружественных повстанцам бомбардировок.
Военные сводки
Пятница, 25 марта: власти Ливии сообщили, что в результате авиаударов, нанесенных по территории страны с 20 по 23 марта, погибли, как минимум, 114 человек и не менее 445 получили ранения.
Суббота, 26 марта: международная коалиция нанесла удары по восточному пригороду Триполи. В тот же день повстанцам удалось захватить Аждабию и Брегу.
Воскресенье, 27 марта: Сирт, родной город ливийского лидера Муаммара Каддафи, а также столица Ливии Триполи подверглись авиаударам сил международной коалиции.
Сирт расположен в стратегически важном месте - практически на полпути между востоком, который удерживается повстанцами, и подконтрольным Каддафи западом страны.
Жители Сирта покидают город.
В Триполи вечером в воскресенье было зарегистрировано, по меньшей мере, девять мощных взрывов. Целью сил коалиции была дорога в международный аэропорт, расположенный в 10 километрах от города, а также восточный пригород столицы.
Благодаря поддержке сил коалиции повстанцы существенно продвинулись на запад, в направлении Сирта.
27 марта: противники Каддафи заняли нефтяной порт Рас-Лануф и заявили о взятии города Бин-Джавад, расположенного в 50 километрах к западу от Рас-Лануфа. |